Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях логопедического пункта ДОУ
Логопедия
Автор: Свидлер Яна Валериевна   
04.10.2015 16:57

Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях логопедического пункта ДОУ

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №24 Петроградского района г. Санкт-Петербурга Учитель-логопед высшей квалификационной категории Свидлер Яна Валериевна 2015

 

Анализ результатов обследования речевого развития восптанников ГБДОУ показывает, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них – 50% — фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. В связи с этим в ГБДОУ функционирует логопедический пункт.

Цель коррекционно-развивающей работы – обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что, в свою очередь, формирует готовность к обучению в школе.

В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • воспитание грамматически правильной связной речи;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами детской поликлиники и медицинских учреждений.

При построении коррекционной работы учитываются следующие принципы:

  1. учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
  2. комплексность с точки развития речи дошкольника;
  3. воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода);
  4. опора на сохранное звено;
  5. учет закономерностей нормального хода речевого развития;
  6. учет ведущей деятельности;
  7. поэтапность;
  8. учет индивидуальных особенностей;
  9. взаимодействие (сотрудничество) с родителями.

Характеристика речи детей с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к фонматическому анализу и синтезу. Следует отметить, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Для детей с данным речевым нарушением типичными являются несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Особенности организации обучения и воспитания

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Методы обучения

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа
  • Наглядные методы: демонстрационный матнриал, символы гласных, символы согласных звуков, схемы, предметные картинки, разрезная азбука.
  • Практические методы: работа с раздаточным материалом, печатание на доске, листе бумаги, работа с разрезной азбукой
  • Метод дидактических игр

Формы организации коррекционно-развивающей логопедической работы

В коррекционной работе предусмотрены два типа занятий: индивидуальные и подгрупповые.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии и дизартрии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его на уровне слога, слова, предложения.

Основная цель подгрупповых занятий – развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Наполняемость группы зависит от состава воспитанников, зачисляемых ежегодно из числа детей подготовительного к школе возраста.

Количество занятий в неделю: 3 индивидуальных занятия и 1-2 подгрупповых (по 3-6 детей в подгруппе). Длительность индивидуальных занятий – 15-20 минут, подгрупповых – 30-35 минут.

Индивидуальные занятия

Цель: формирование произношения и фонематических процессов (На каждом занятии в течение всего периода обучения)

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

Развитие ручной моторики

Развитие артикуляторной моторики

Развитие слухового восприятия и внимания

2. Постановка звука

Развитие слухового восприятия

Развитие фонематического анализа

Развитие речевой артикуляторной моторики

Работа по непосредственной постановке звука

3. Автоматизация звука

Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь

Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза)

Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи)

4. Дифференциация звуков речи

Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (автоматизация в слогах, словах, фразах)

Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков

5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях

Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи

Планирование подгрупповых занятий разделено на два периода обучения:

  1. октябрь – январь (32 занятия);
  2. февраль – май (29 занятий).

Всего в год – 61 час. Из них:

  • расширение лексико-грамматических представлений – 24 часа;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза — 28 часов;
  • развитие связной речи – 9 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Список литературы

  1. Дошкольная логопедическая служба. – М. — 2006.
  2. Инновации в логопедическую практику. – М. – 2008
  3. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – Спб. – 2014
  4. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М. – 2007.
  5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М. – 2007.
  6. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. – Спб. – 2003.
  7. Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Спб. – 2005.
  8. Курдановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М. – 2007.
  9. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий. – Спб. – 2007.
  10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. – 2002.
  11. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. М. – 2008.
  12. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М. – 2000.
  13. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать (Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи). – М. – 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год