Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ»
Логопедия
Автор: Данилишина Анна Вячеславовна   
15.11.2015 23:56

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ».Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ».

Тема: «Дифференциация звуков [ ч ], [ щ ].

Цель:

  1. Формировать умение различать звуки ч и щ в слогах, словах, фразах.
  2. Закреплять умение определять место звука в слове.
  3. Закреплять умение выделять гласные звуки в слове.
  4. Упражнять в звукослоговом анализе и синтезе слов со стечением согласных.
  5. Работать над ударением.
  6. Закреплять навык деления слов на слоги.
  7. Работать над предложением.
  8. Развивать фонематический слух.
  9. Закреплять навык чтения слов.
  10. Развивать память, внимание, мышление.
  11. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: мяч, предметные картинки на звуки ч, щ, раздаточные и демонстрационные наборы для составления схем слов (по Ткаченко) и предложений, пособие «Делим слова на слоги», звуковой замок, опорная схема для характеристики звука, карточки для чтения слов.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(Проводится на ковре, с мячом)

Логопед: Давайте поиграем в игру «Назови гласные звуки в слове».

Пушка, вилы, кошка, мышка, ушки, автобус, мишура, катушки, картошка, домик, рукава, ротик, мышата, киты.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Чтобы узнать, какие звуки мы сегодня будем учиться чётко произносить и различать, нужно отгадать загадки.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся (чайник). На доску выставляется картинка.

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает (щука). На доску выставляется картинка.

- Какой первый звук в слове «чайник»?

- В слове «чайник» первый звук «ч».

- Какой первый звук в слове «щука»?

- В слове «щука» первый звук «щ».

- Мы будем учиться чётко произносить и различать звуки «ч» и «щ».

3. Характеристика звуков.

Давайте вспомним характеристику звуков «ч» и «щ».

Звук «ч» — согласный, глухой, всегда мягкий

Звук «щ» — согласный, глухой, всегда мягкий

4. Изолированное произношение звуков «ч» и «щ».

Логопед: Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам на занятие. Это Черепаха и Щенок. Наши гости предлагают провести соревнование двух команд.

1-й ряд — это команда Черепахи, 2-й ряд – это команда Щенка.

За каждое правильно выполненное задание команда получает по одному очку.

Послушайте первое задание. Команда Черепахи произносит зв. «ч», а команда Щенка – зв. «щ».

5. Произношение звуков «ч» и «щ» в слогах.

А сейчас второе задание. Поиграем в игру «1, 2, 3 – без ошибки повтори».

Ча-ча-ща, ща-ча-ща, ща-ща-ча, ча-ща-ча, щу-чу-щу, чу-щу-чу, чц-чц-щу, щу-щу-чу и т.д.

6. Произношение звуков в словах. Определение места звука в слове.

Третье задание такое. Черепаха и Щенок перепутали свои картинки. Нужно помочь им. Черепахе отдать картинки на зв. «ч», а Щенку – на зв. «щ». И ещё нужно будет определить место этих звуков в слове.

(Картинки стопкой лежат на столе. Дети выходят к доске по одному.)

7. Звуковой анализ и синтез слов со стечением согласных.

А теперь посмотрим, какая команда лучше выкладывает схемы слов.

Дети выкладывают схемы слов «чайник» и «щипцы», выполняют полный звуковой анализ и синтез слов с определением ударного слога.

8. Физкультминутка. Релаксация.

А сейчас переходим на ковёр. Будем отдыхать и расслабляться. Ложитесь как лучики солнышка.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 р.)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают… (2 р.)
Шея не напряжена и рассла-а-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (2 р.)
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело и расслаблено всё тело… (2 р.)
Будто мы лежим на травке…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы тёплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется… (2 р.)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
………………………………………
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
(Громче, энергичнее)
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

9. Определение количества слогов в слове.

А сейчас пятое задание от наших гостей. Игра «Весёлые паровозики». Будем определять количество слогов в словах.

- На счёт «раз» — картинку переверни и посмотри.

- На счёт «два» — количество слогов в слове определи.

- На счёт «три» — нужный паровозик найди.

10. Произношение звуков «ч» и «щ» в предложениях.

Черепаха и Щенок просят вас составить предложения по картинкам, которые они принесли с собой.

1-й ряд – по картинкам Черепахи, 2-й ряд – по картинкам Щенка.

Далее составляются схемы одного-двух предложений.

11. Чтение слов по карточкам с пропущенными буквами Ч и Щ.

И последнее седьмое задание. Вспомним стихи про буквы Ч и Щ.

Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Далее проводится игра «Вставь пропущенную букву, прочитай слово». В слове на вашей карточке пропущена буква Ч или Щ.

12. Итог занятия, оценка деятельности детей.

А сейчас давайте подведём итог нашего соревнования. (Подсчёт баллов).

Какие задания от наших гостей вам понравились больше всего?

Оценка деятельности детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год