Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Преемственность по развитию коммутативной компетенции у младших школьников и дошкольников
Логопедия
Автор: Алексеева Наталия Александровна   
21.09.2016 13:14

Преемственность по развитию коммутативной компетенции у младших школьников и дошкольниковПреемственность по развитию коммутативной компетенции у младших школьников и дошкольников

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москва «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №415»

Методическое объединение логопедов.

Составила и провела: учитель-логопед: Алексеева Н.А 2016-2017 учебный год

Коммуникативная компетенция — это обучение на основе общения. Жизнь — это общение. А. Сент — Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения».

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что — то новое в его речевое развитие.

 

Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности.

Только через развитие речи возможно становление и совершенствование воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь — залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно — желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово — половина счастья».

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает

внутренней культурой, Цель заключается в том, чтобы ребёнок умело действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться — необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения является развитие коммуникативных способностей. Языковое образование и речевое развитие ребёнка — одна из центральных задач сегодня в школе. Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

В своей работе я выделила две задачи:.

  1. необходимость исправления недостатков речевого развития у детей;
  2. использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетенции,

При решении первой задачи — исправление недостатков речевого развития — выделяю четыре направления

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • уточнение словарного запаса речи
  • выявление уровня сформированности фразовой речи
  • совершенствование речевого общения;

Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:

  • развитие правильного звукопроизношения (постановка звука автоматизация поставленных звуков), чему способствуют скороговорки, артикуляционная гимнастика
  • отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры на занятия
  • корректировка темпов речи, где используются скороговорки
  • развитие фонематического слуха, чему помогают дидактические игры.

Например, «Узнай и назови звук», «Подбери слово с данным звуком», «Замени один звук на другой»;

  • достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений с голоса логопеда.

Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Слово — важнейшая единица языка, носитель значений, Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Работа складывается из четырёх направлений:

  1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  2. уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  3. активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слон из речь каждого ребёнка введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте
  4. устранение нелитературных слов, употребляемых иногда детьми, исправление ошибочных ударений, произношений,

Использую следующие приёмы работы над значением слова:

  1. Словобразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. Обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово? или Почему так назвали подосиновик?
  2. сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка;
  3. выяснить щначение слов по толковому словарю
  4. показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, Детали предмета, особенности внешнего вида, Характерные дествия с ним);
  5. подбор синонимов: хороший — прекрасный, большой ~ огромный;
  6. подбор антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.
  7. работа с многозначными словами: идут часы- идут дети — идёт строительство.

У младших школьников работа строится в следующем направлении: для выявления уровня сформированности фразовой речи предлагают пересказать небольшой текст. Так как, чтобы научить вь1сказываться по определённой теме, необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика.

Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через: — развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, чередование индивидуальных ответов с хоровыми)

  • учебное общение в паре или в группе
  • установление связей между понятиями (ложка — каша, картофель — огород)
  • подбор точных формулировок для ответа на вопрос учителя;
  • выделение голосом главного.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год