Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры не только стимулируют развитие ребенка, но и способствуют укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителями, ребенком и воспитателем. Ведь, чтобы поиграть с малышом в пальчиковые игры, не нужно выделять какое-то особенное время. Мамочке всегда можно поиграть в дороге, на отдыхе, дома, в гостях, а воспитателю заполнить любую свободную минутку. А те позитивные эмоции, которые дарят пальчиковые игры малышу, помогают им почувствовать себя еще ближе и роднее. КОМАР Летит муха вокруг уха, жжж - водим пальцем вокруг уха. Летят осы вокруг носа, сссс - водим пальцем вокруг носа. Летит комар, на лоб оп - пальцем дотрагиваемся до лба. А мы его хлоп - ладошкой до лба. и к уху, зззз - зажимаем кулачок, подносим его к уху. отпустим комара? отпустим! - подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ДРАЗНИЛКА У меня пропали ручки. Спрятать за спину Где вы, рученьки мои? Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять! Показать + глазки + ушки + носик ... СОЛДАТИК На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ну, смелее подними, Да гляди, не упади. Руки на поясе, постоять на правой ноге. А сейчас постой на левой, Если ты солдатик смелый. То же на левой. А сейчас постой на правой, Если ты солдатик бравый. Поднять прямую левую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево. КУРОЧКА Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам) А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками, как ножками) Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком) Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки) Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками какой толстый жук) Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём). СОЛНЫШКО Утром солнышко встает выше выше (руки высоко вверх). Ночью солнышко зайдет ниже ниже (руки вниз). Хорошо хорошо солнышку живется, (делаем ручками фонарики) И нам всем с солнышком весело живется. (хлопаем в ладоши) ПЧЁЛКИ Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в "улей"). Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки) Где же, Где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают)) Раз, два, три, четыре, пять! ПАЛЬЧИКИ (В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают и разгибают один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными.) Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают большой палец) Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают кулачки) Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец) И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец) Вместе с ним танцуют все его друзья, А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец) Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец) Вместе с ним танцуют все его друзья. Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение "фонарики") И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)
ПОРОСЯТА (Дети по очереди "идут" по столу каждым из пальцев обеих рук) Этот толстый поросёнок (Мизинцы) целый день хвостом вилял, Этот толстый поросёнок (Безымянные) спинку об забор чесал. Ля-ля-ля, лю-лю-лю, ("Фонарики") поросяток я люблю Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки) поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок (Средние пальцы) носом землю ковырял, Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы) что-то сам нарисовал. Ля-ля-ля-ля … Этот толстый поросёнок (Большие пальцы) - лежебока и нахал, Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.) ЛИЧИКО Нос, рот, голова, Уши, щеки, лоб, глаза. Плечи тут, Шея тут - не забыть бы чего-нибудь, Тут грудь, Тут живот, А тут сердце живет! Чтобы пальчиковые игры приносили пользу, и радость малышу нужно соблюдать некоторые правила: - Никогда не принуждать малыша.
- Не ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу.
- Постепенно заменять упражнения новыми, одновременно не стоит применять больше 2-3 игр. Наиболее понравившиеся игры можно повторять.
- Перед началом упражнений следует разогревать ладони малыша легкими поглаживания до приятного ощущения тепла.
МДОУ ЦРР д/c №174 г.Новосибирск Воспитатель Танарбергенова Ксения Капановна
|