Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру Танграм
Математика детям
Автор: Алябьева Нина Ивановна   
25.05.2019 15:22

Развитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру ТанграмРазвитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру Танграм

Подготовила: Алябьева Нина Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 п.Разумное Белгородского района Белгородской области»

Цель:

  • Формировать умения детей анализировать простые изображения, находить в них и в окружающих предметах геометрические формы, составлять их из частей, выделять не только названия геометрических фигур, но и их свойства, признаки, практически видоизменять фигуры, отображать, перемещать фрагменты рисунка.
  • Способствовать развитию мышления, воображения, зрительной памяти, комбинаторных способностей, целенаправленности в решении интеллектуальных задач.

Танграм — По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

 

Скачать конспект

Детали в игре Танграм получаются путем разрезания квадрата (величина его может быть практически любой: 5х5, 7х7, 10х10, 12х12 и т.д.) на семь частей: пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших, один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату.

Из этих геометрических фигур головоломки Танграм можно составить несколько сотен силуэтов людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д.

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов.

Игру можно изготовить самостоятельно из двустороннего картона по образцу:

В использовании данной игры важна правильная последовательность усложнения заданий: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.

Этапы освоения игры Танграм

Первый этап — ознакомление с набором фигур, составления простейшей новой фигуры.

Рассмотрите с ребенком набор фигур, пусть он назовет их; отберет все треугольники, сосчитает их; сравнит по размеру, накладывая один на другой. Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких?

Задания:

  • Из 2 больших треугольников составить квадрат, треугольник.
  • Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
  • Из 2 больших и среднего треугольника составить пятиугольник.

Задания видоизменяйте: составляйте новые простейшие фигуры по 1) образцу, 2) устному заданию, 3) замыслу ребенка.

Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры».

В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры — квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам».

Второй этап — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

Этот этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

Составление фигуры-силуэта зайца

Цель: Формировать умение детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Материал: у детей — набор фигур к игре Танграм, образец.

Ход игры: воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца. Вопросы для анализа:

  • Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?
  • Назовите фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров.
  • Составление фигуры по образцу.

Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее.

Третий этап — воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным).

Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся

Цель: Развивать умения детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.

Материал: наборы, фигур к игре Танграм, образец.

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на образец.

Вопросы для анализа:

  • Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры.
  • Надо сначала рассказать, как это можно сделать.
  • Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?

После того как все дети составят силуэт гуся, педагог вызывает одного ребенка, который у доски составляет силуэт гуся. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске и рассказывают, как сделали они.

В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления на основе предположительного самостоятельного анализа. Дети составляют еще несколько фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам, по возможности сами дают этим фигурам названия (лисы, бегущего человека, сидящего человека, человека с водой и др.)

Далее используются составление изображений по замыслу ребенка.

Итак, в обучении детей воссозданию фигур-силуэтов из частей игры Танграм последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год