Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ПРОГРАММА КРУЖКА «РОДНИЧОК» «Формирование Коми национального менталитета у детей дошкольного возраста на традициях коми народной культуры»
Занятия по Музыке
Автор: Шерепа Любовь Анатольевна   
15.10.2016 11:34

ПРОГРАММА КРУЖКА «РОДНИЧОК» «Формирование Коми национального менталитета у детей дошкольного возраста на традициях коми народной культуры»ПРОГРАММА КРУЖКА «РОДНИЧОК» «Формирование Коми национального менталитета у детей дошкольного возраста на традициях коми народной культуры»

Музыкальный руководитель МДОУ № 43 Шерепа Л.А. г. Сыктывкар

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе:

  1. «Парма» Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми (раздел «Музыкальное воспитание») Пунегова Л.А. Общая редакция Белых С.С., Штекляйн С.Н., Потолицыной Н.Б.
  2. «Музыкальное воспитание как средство приобщения детей к национальной культуре Республики Коми» (методические рекомендации)

Вавилова Л.Д., Елькина А.В.

 

Скачать конспект

Скачать полную программу

3. «Коми народные песни» Микушев А.К., Чисталёв П.И. /том 1 «Вычегда и сысола», том 2 «Ижма иПечора» /.

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня по 30 минут (среда). Занятие -1 раз в месяц.

Всего: 43 занятия (включая занятия в кружке).

Особенностью кружка является выделение специального занятия в первую половину дня каждого учебного месяца (с сентября по май месяц),

направленного на реализацию национально-регионального компонента.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она реализуется в 3-х направлениях через:

  • систему организованных занятий;
  • кружковую работу;
  • массовые театрализованные праздники и развлечения.

Репертуар, предлагаемый детям в процессе музыкальных занятий и кружковой работы, различен. Ребятам, занимающимся в кружке, дается музыкальный репертуар с усложнением, разнообразный по своему тематическому содержанию.

Отработанные фольклорные номера включаются в общие праздники, развлечения, утренники.

Цель программы — приобщение детей к истокам Коми народного творчества через знакомства и исполнение произведений Коми народного

творчества.

Задачи программы:

  1. Помочь детям прикоснуться к великому Коми искусству, почувствовать глубину и красоту Коми обычаев и обрядов.
  2. Поднять уровень музыкальной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения.
  3. Развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений.
  4. Формировать положительное отношение, интерес к содержанию Коми народной музыки.

Принципы программы:

  1. Систематичность музыкального образования.
  2. Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром.
  3. Разносторонность музыкального образования.

Коми народный фольклор- это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, деликатностью по отношению к человеку.

Фольклор- источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания.

Через исполнение и знакомство с Коми народной музыкой прививается любовь к своей Коми земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром Коми человека.

В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице Коми культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.

Фольклор – кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох. Это боль и тревога за наши души и совесть.

В наши дни остро встала проблема формирования Коми национального менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам Коми народного фольклора.

Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребёнка раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.

Основные разделы программы:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор» (попевки, заклички, дразнилки, прибаутки, потешки, колыбельные и шуточные песни).

Задачи раздела:

  • развивать в детях музыкально- творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти.
  • развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность;
  • помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять попевку, интонируя её на простейшую коми мелодию.
  • Совершенствовать вокальные навыки. Чёткость произношения коми слов, правильность дикции.

Раздел 2. «Народная песня» (календарные, лирические, обрядовые).

Задачи раздела:

  • учить детей чувствовать красоту коми песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка;
  • совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Задачи раздела:

  • развивать у детей культуру движений;
  • учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора);
  • развивать творческую активность.

Раздел 4. «Хороводы».

Задачи раздела:

  • развивать воображение детей, сообразительность, смекалку;
  • совершенствовать ритмические, драматические способности детей;
  • учить детей выполнять хореографические движения под исполнение песни.

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

Задачи раздела:

  • развивать чувство ритма, музыкальную память;
  • учить детей дошкольного возраста ансамблевой игре.

Содержание программы

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Тема 1. «Потешки, попевки, заклички». Жанровое разнообразие (обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела). Их использование в повседневной жизни. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении).

Тема 2. «Колыбельные песни». Предназначение данных произведений. Постижение народно — попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии включающих, под влиянием русских колыбельных песен, типичное движение голоса на сексту. умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного, напевного пения.

Тема 3. «Дразнилки, прибаутки, шуточные песни». Цель данного вида фольклора – использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата.

Раздел 2. «Народная песня».

Тема 1. «Календарные песни». Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за чётким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

Тема 2. «Лирическая песня». Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно – мужественные). Развивать умение у детей свободно и непринуждённо вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полётности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, чётким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Тема 1. «Песенный припев». Его основная функция (задачи игры, связь частей, концовка). Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо». Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

Раздел 4. «Хороводы».

Тема 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы коми хоровода». Виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

Тема 1. «Знакомство с коми народными инструментами». Классификация народных инструментов. Учить детей владению навыками элементарными навыками игры на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчёркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2. «Ансамблевая игра». Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детском музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

Перспективный план

работы кружка «Родничок»

Сентябрь

Занятие 1

Тема: «Милости просим, гости дорогие».

  1. Первое знакомство детей с коми куклами Настук и Ивок. Обсуждение и рассматривание коми национального костюма.
  2. Слушание песни «Коми земля» П.Чисталёва.
  3. Знакомство и игра на шумовом коми инструменте Шарган.

Занятие 2

Тема: «Ходит сон близ окон».

  1. Беседа о жанре колыбельной песни.
  2. Слушание коми колыбельной Д. Вавиловой.
  3. Знакомство и разучивание попевки «Катша, катша» ( «Сорока, сорока»).

Занятие 3 Занятие 4

Тема: «Что осенью народится — зимой пригодится». Тема: «Гуляй да присматривайся». 1. Разучивание песни «Ягода морошка» Г.Гладкова.

  1. Беседа об осени в коми крае. Знакомство с коми пословицами. 2. Сравнение звучание коми инструмента «Шарган»,
  2. Слушание песни «Ягода морошка» Г.Гладкова. со звуками природы.
  • 3. Разучивание коми движения «дробушка». 3. Знакомство с коми инструментом «Рубель».

4. Игра на коми инструменте «Шарган».

Октябрь

Занятие 1

Тема: «Оленёнок».

  1. Рассматривание иллюстраций. Беседа.
  2. Слушание песни «Оленёк».
  3. Игра «У оленя дом большой».
  4. Игра на коми инструменте «Шарган», под песню «Оленёк».

Занятие 2

Тема: «Чудесный ручеёк».

  1. Знакомство с коми инструментом «Зиль-зёль».
  2. Сравнение инструмента «Зиль-зёль» с журчанием ручейка. Беседа.
  3. Слушание песни «Руй-руй» (на коми и русском языке).

Занятие 3

Тема: «Волшебный Зиль-зёль».

  1. Вспомнить название инструмента. Сравнивать, на что похоже звучание инструмента.
  2. Слушание песни «Шор». А. Осипова.
  3. Разучивание песни «Руй-руй» (на коми языке).
  4. Повторение движения «дробушка».

Занятие 4

Тема: «Широкая улица».

  1. Слушание песни «Доли шели» (на коми и русском языке).
  2. Разучивание песни «Руй-руй» по ролям. 3. Игра на ударных и шумовых коми инструментах (Шарган, Рубель, Зиль-зёль).

Ноябрь

Занятие 1

Тема: «Мы танцуем и поём».

  1. Разучивание песни «Ягода морошка». Вспомнить содержание песни.
  2. Разучивание песни «Руй-руй».
  3. Повторение попевки «Катша, катша» ( «Сорока, сорока»).
  4. Работа над движением «дробушка».

Занятие 2

Тема: «В хороводе были мы».

  1. Прослушивание и разучивание хоровода «Доли шели»
  2. Разучивание слов к песне «Руй руй».
  3. Знакомство с хороводом «Аксинья».
  4. Рассматривание иллюстраций на тему «Чум- его предназначение и изображение в орнаменте Коми народа».

Занятие З

Тема: «Красив родной мой Коми край».

  1. Слушание песни «Я живу на севере».
  2. Разучивание песни «Ягода морошка».
  3. Разучивание хоровода «Аксинья».

Занятие 4

Тема: «Мой Сыктывкар».

  1. Знакомство с гимном Сыктывкара. Беседа о дне рожденья г.Сыктывкара.
  2. Пение песни «Я живу на севере».
  3. Разучивание хоровода «Аксинья» по ролям.

Декабрь

Занятие 1

Тема: «Треск по избе, холода на дворе».

  1. Знакомство и игра на коми трещётке.
  2. Беседа о празднике «Святки», о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.
  3. Повторение хоровода «Аксинья».
  4. Разучивание рождественских колядок.

Занятие 2

Тема: «В ожиданье рождества».

  1. Повторение хоровода «Аксинья». Знакомство с хороводом и музыкой «Коми шали».
  2. Разучивание рождественских колядок.
  3. Разучивание по ролям песни «Руй руй».

Занятие 3

Тема: «Как у нашего кота».

  1. Знакомство с обитателем коми избы котом Васькой.
  2. Слушание попевки «Кань». Заучивание слова кот на коми языке.
  3. Разучивание слов к песне «Руй руй».

Занятие 4

Тема: «Коми хороводные и плясовые песни».

  1. Повторное слушание и разучивание хоровода «Доли- шели».
  2. Повторение хороводов «Аксинья».
  3. Игра на коми инструментах под Удорскую плясовую.
  4. Разучивание рождественских колядок.

Январь

Рождественские каникулы.

Фольклорный праздник «Рождественские посиделки».

Занятие 1

Тема: «Коляда, коляда отворяй ворота».

  1. Знакомство с коми гаданием.
  2. Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
  3. Пение хоровода «Красавица Аксинья».
  4. Повторение рождественских колядок.

Занятие 2

Тема: «Гость на гость – хозяйке радость».

  1. Повторение движений дробушка, припадание. Знакомство и разучивание притопов в коми танце.
  2. Разучивание хоровода «Коми шали».
  3. Пение песни по ролям «Руй – руй».

Февраль

Занятие 1

Тема: «Спи сыночек мой прекрасный».

1. Слушание колыбельной песни «Почо сьыло – норало». (На коми языке). Рассказ о содержание песни на русском языке.

Определение её характера.

2. Слушать знакомую песню «Колыбельная» Л. Вавиловой.

3. Сравнивать разные по настроению колыбельные песни.

Занятие 2

Тема: «Резвый, северный олень».

  1. Вспомнить название изученных коми инструментов. Знакомство с инструментами «Тошкадчан», «Шарган».
  2. Игра на коми инструменте «Шарган». Сравнивание звучания инструмента со звуком топота оленя.
  3. Разгадывание коми загадки про оленя. Заучивание слова «олень» на коми языке.
  4. Игра «Олень, золотые рога».

Занятие 3

Тема: «Мы танцуем и поём – замечательно живём».

  1. Слушание пляски «Удорская плясовая». Определение характера и настроения плясовой.
  2. Повторений движений: коми притопы, дробушка, припадание.
  3. Знакомство с коми инструментом «Пу бедьяс».
  4. Повторение хоровода «Доли шели».

Занятие 4

Тема: «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько».

  1. Беседа о традиционном коми народом празднике Масленице.
  2. Рассматривание праздничного коми наряда. Разучивание обрядовых песен и закличек. 3.Повторение хоровода «Доли шели».

Праздник «Масленича».

Март

Занятие 1

Тема: «Нет милее дружка, чем родная бабушка».

  1. Знакомство и слушание песни «Бабушкин подарок» Л.Вавилова.
  2. Беседа о бабушке.
  3. Повторение танца «Коми шали».

Занятие 2

Тема: «Сердце матери лучше солнца греет».

  1. Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
  2. Слушание песни «Менам мамо медся мича» ( «Моя мама самая красивая»).
  3. Повторение песни с игрой на коми инструментах «Марья моль» В. Мастеница.

Занятие 3

Тема: «Поэзия народного костюма».

  1. Рассматривание и рассказ о народном коми костюме. Сравнение праздничной и повседневной коми одежды.
  2. Прослушивание песни «Коми шаньги».
  3. Игра на коми инструментах и деревянных ложках под песню «Волон гостьям мияно» ( «Приходите в гости к нам»).

Занятие 4

Тема: «Веселые музыканты».

  1. Повторение названий всех изученных детьми коми инструментов.
  2. Разучивание пляски «Коми шаньги». 3.Пение песен по выбору детей.

Апрель

Занятие 1

Тема: «Хороводная песня».

  1. Инсценировка хоровода «Аксинья».
  2. Повторение хоровода «Доли шели».
  3. Закрепление движений хоровода «Коми шали».

Занятие 2

Тема: «Чудесный сундучок».

  1. Дидактическая игра «Узнай коми инструмент».
  2. Ансамблевая игра на коми инструмента.
  3. Пение песни «Марья моль».

Занятие 3

Тема: «Скворушка».

  1. Слушание песни «Сквореч» ( «Скворец»).
  2. Слушание песни «Гажа тулыс» ( «Радостная весна»).
  3. Сравнивание прослушанных песен.
  4. Повторение песни «Руй руй».

Занятие 4

Тема: «Плясовые».

  1. Прослушивание музыки «Удорская плясовая».
  2. Знакомство с традиционными элементами движений коми плясовой.
  3. Знакомство с попевкой «Коч йокто, йокто» ( «Заяц пляшет, пляшет»). Заучивание слова заяц на коми языке.
  4. Слушание коми пословиц о весне на русском языке.

Май

Занятие 1

Тема: «Асья кыа».

  1. Беседа о Коми Республиканском ансамбле «Асья кыа» (Иллюстрации, просмотр видео фильма).
  2. Слушание песен в исполнение ансамбля «Асья кыа».
  3. Исполнение танцев и хороводов по желанию детей.

Занятие 2

Тема: «Лирические коми песни».

  1. Слушание песни «Деревенька моя» М.Перепелица.
  2. Слушание песни «Катшасиньяс» ( «Ромашки») А.Осипов. Определение характеристики песен, их отличие.
  3. Игра на металафоне песни «Сквореч».

Занятие 3

Тема: «С песней жить веселей».

  1. Повторение пройденных песен.
  2. Слушание песни «Ошкамошка» (Радуга).

Занятие 4

Тема: «Сказка Яг-Морт».

  1. Рассматривание иллюстраций сказки. Знакомство с персонажами легенды «Яг-Морт».
  2. Прослушивание грамзаписи сказки «Яг-Морт».

Список детей посещающих кружок: 1. Боровикова Катя (п. гр.)

2. Ираниди Руслана (п. гр.)

3. Сбитнева Ксюша (п. гр.)

4. Черкасова Диана (п. гр.)

5. Тиунова Настя (п. гр.)

6. Бобро Данил (п. гр.)

7. Ятин Артём (п. гр.)

8. Жирнавков Данил (п. гр.)

9. Прокопьев Женя п.гр.)

10. Гладун Кирилл (п. гр.)

День и время провидения занятия: среда 16. 30

Длительность занятия 30 минут.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год