Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Ларионова Ирина Александровна | |||
24.01.2015 19:40 | |||
Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны. Деформация нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе усиливают актуальность проблемы. В этих условиях образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании. Начинать воспитание в этой сфере надо в раннем дошкольном возрасте. Пластичность нервной системы человека в раннем дошкольном возрасте, способность к подражанию как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности образного мышления, активности — все это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс практически с рождения — с элементарного чувства привязанности к матери. Необходимо объединить каноны светского и религиозного воспитания в стремлении сохранить чистоту детских душ, проясняя образ Божий в каждом ребенке с точки зрения православия и целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе, с позиций светского образования. Основанием такого интегративного подхода к решению проблемы является наличие общих позиций в понимании и трактовке многих проблем развития личности. Одна из общих сущностных позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. И православное, и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, коррекции образа «я» в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей — одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса. . Главным ресурсным условием решения проблемы является взрослый человек — компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию. . В ФГТ базовые национальные ценности в явном виде не представлены, они содержатся в контексте документа: в социальном портрете ребенка, содержании образовательных областей, целях и задачах некоторых из них. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации , гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей — содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе. Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей: 1) приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла как основ саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью; развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка (когнитивную, эмоциональную, волевую); 2) формировать у детей доступные системные знания об окружающем мире (людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире); 3) содействовать развитию интереса ребенка к родному краю — его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.); 4) содействовать развитию у детей эмоциональной сферы: · выражение разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление , любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение); · формирование культуры их выражения (приемлемые вербальные и невербальные способы выражения, управление эмоциями); · развитие способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков; · развитие эмоционального воспитания (воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать их в своем поведении); · становление и развитие предпосылок гражданских и патриотических чувств; 5) воспитывать у детей инициативную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков); 6) создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка — предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «я» в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести; 7) содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру. Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей. 1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка. 2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых 3.Развитие образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности. 4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка. 5.Принцип дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный т. е. с учетом семейных, национальных традиций и т. п. 6. Принцип деятельного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении. 7. Принцип национального воспитания — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций. 8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития. Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами , отражающими специфику каждой образовательной области, в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность с это. Эффективность специально организуемой деятельности в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия· Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста? 1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире; 2) наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения); 3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями: · самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); · преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; · способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей ; 4) пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями: · задает вопросы взрослому; · экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении; · способен самостоятельно действовать , в случаях затруднений обращаться за помощью; 5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями: · знает собственные достоинства и недостатки; · пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами; · определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми; · осознает свое эмоциональное состояние; · имеет свою позицию, может обосновать ее; 6) развитие способности управлять своим поведением и планировать действия: · поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; · старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно. Один из важных моментов духовно-нравственного воспитания — мониторинг эффективности образовательного процесса. Педагогическое наблюдение за ребенком в естественных и специально создаваемых ситуациях позволяет увидеть динамику нравственного развития ребенка, тем самым позволяя выявить уровень развития в э той области.
|