Педагогический проект «Сказка всегда с нами» |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Рябова Татьяна Викторовна | |||
08.04.2018 18:16 | |||
Выступление на научно — методической конференции «Педагог — исследователь» с разработкой проектной деятельности в группе на тему духовно — нравственного воспитания дошкольника. Проект «Сказка всегда с нами» Добрый день. Рябова Татьяна Викторовна. Воспитатель детского сада №12 «Непоседы» г. Талдом. Представляю вашему вниманию разработку проектной деятельности в группе на тему духовно — нравственного воспитания дошкольника Многие из педагогов считают, что одним из наиболее эффективных и современных методов является метод проектов. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Я для работы с детьми по духовно — нравственному воспитанию, разработала проект, тема которого «Сказка всегда с нами». В основу проекта взяла книгу Т.А. Шорыгиной «Добрые сказки». Моя работа заключается в том, чтоб вести детей в проектную деятельность и создает условия для успешного решения задач по духовно — нравственному воспитанию. Для успешной работы организовали кружок «Малыш и сказка» Наш проект творческий, игровой; запланирован на один год. В проекте участвуют дети старшей группы, воспитатель группы, родители. Актуальность проекта: В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Я часто задаю себе вопрос: «Почему именно сказка?» И быстро нахожу ответ: Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказки для детей — это язык, для них он наиболее понятен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека Цель и задачи нашего проекта Цель:
Задачи:
Остановимся на практическом этапе. Наша работа началась с начала учебного года по формированию у детей моральных качеств, положительных навыков и привычек, необходимых для полноценной жизни в обществе. Детям предлагались сказки и стихи, посвященные таким человеческим чувствам и качествам, как доброта, гостеприимство, милосердие, верность, правда и ложь, равнодушие и отзывчивость, любовь и ласка, терпение и терпимость. Каждая тема начинается с беседы о каком- либо свойстве человеческой души, далее приводятся авторские стихи, русские народные пословицы и поговорки. Заканчивается тема сказкой. Используем такие этапы работы со сказкой как: -Знакомство детей с народной и авторской сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций, этические беседы. -Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами -Художественная деятельность – отношение детей к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Каждая тема запланирована на месяц. Непосредственно образовательная деятельность проводится в кружке один раз неделю. Другие формы работы проводятся в свободное от занятий время Рассмотрим нашу работу на конкретном примере. Тема: Доброта В кружке проводится: 1-неделя. Беседа «Что такое доброта» 2- неделя. Чтение сказки «Кто помог Сереже». Беседа о прочитанном. 3-неделя. Русская народная сказка Царевна-лягушка». Просмотр мультфильма. Беседа об увиденном, разыгрывание сюжетов из сказки. 4-неделя. Викторина по сказкам, герои которые обладают данными качествами. Свободное от занятий время проводились другие формы работы. Такие как: 1.Знакомство с пословицами: «Умей обождать» «Мир не без добрых людей» 2. Беседы «Как мы можем позаботится о старших», «Что значит быть добрым?», «Дарите людям доброту», «Добро не умрёт, а зло пропадёт». 3. Просмотр мультфильмов «Добро пожаловать», «Как ослик счастье искал», «Сказка про доброго носорога». 4. Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова». По этой теме велась работа с родителями. Такая как: 1.Рисунки добрых дел и создание из них выставки «Добро и доброта». 2.Сочиним сказку в месте с ребенком: «Мы знаем, что такое доброта!» Планирование нашей работы осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы подбираем в соответствии с поставленными задачами. Для чтения детям подбираем сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок» На протяжение всего проекта ведется работа с родителями. В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать совместное чтение в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как сделать книжку-самоделку» Предлагаем индивидуальные консультации и беседы на темы: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности» через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша» Провели собрание для родителей «Нравственное воспитание детей через сказку». В заключительной части которого дети нашей группы показали инсценировку сказки. Название: «Зимняя сказка». В главной роли добрая девочка Настенька, которая помогает лесным зверям зимой и за свою доброту Дедушка Мороз превращает ее в свою внучку Снегурочку. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. Организовали оформление подоконника группы на зимнюю тематику «Новый год в Простаквашино» Создали уголок имиджтерапии. Создание уголка, дало возможность застенчивым детям перевоплощаться: здесь слабый может дать отпор сильным, встать на защиту слабого, может почувствовать себя богатырем, принцессой, вживаться в образы знакомых персонажей, передавать характер героев, не выходя на сцену. Это уголок эмоционального спокойствия детей. В этот уголок входит: большое зеркало, небольшая ширма, различные костюмы, аксессуары, шапочки к сказкам, маски, пальчиковый, настольный, кукольный театр, конусные куклы, куклы-варежки Третий этап нашего проекта- заключительный На заключительном этапе работы над проектом мы планируем, что дети будут рассказывать придуманные свои сказки и показывать иллюстрации к ним. Затем мы соберём все сказки и оформим в группе «Золотую книгу добрых сказок», а также оформим альбом в формате А4 в который будут входить все рисунки проводимых конкурсов по сказкам. В конце заключительного этапа предполагаем, что у детей будет развито Позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада. Деятельное отношение к труду. Ответственное отношение за свои дела и поступки. Из сказанного хочу сделать вывод: Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Уверена, ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели используют народные сказки в воспитании детей. Свое выступление хочу закончить такими словами: Для чего нужны нам сказки? В сказке радость побеждает, В сказке все бывает честно: Белоснежка и русалка, Прочитайте сказки детям!
|