Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Кононенко Лидия Павловна | |||
16.05.2015 14:27 | |||
Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре Кононенко Лидия Павловна воспитатель С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников. Педагоги нашего детского сада только начинают делать первые шаги в этом направлении. Тем не менее, мы хотим поделиться своим небольшим опытом в формировании основ духовно-нравственных ценностных ориентаций детей через различные виды практической и творческой деятельности. Опираясь на исследовательские работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, использовав и применив технологию метода проектирования, мною разработан и внедрен в воспитательно- образовательный процесс практико-ориентированный проект «Традиционная народная тряпичная кукла». слайд: Определены приоритеты в работе с детьми дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями. слайд: Актуальность проекта определена тем, что «наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей является традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта». слайд: В ходе работы над проектом использованы инновационные технологии: одна из них музейная педагогика, следствием которого стали созданные в детском саду мини-музеи. В моей группе создан мини-музей "Куклы разные и прекрасные" Слайд: Так же имела место исследовательская деятельность детей, заключавшаяся в выяснении строения, составляющих, материалов, из которых изготовлены куклы; ознакомление с технологией «вертения» кукол. слайд: Сегодня тряпичная кукла- прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. слайд: Создавались игрушки для развлечения детей и защиты дома, подарки. Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду. В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Создавая игрушки самостоятельно, дети приобретали новые навыки, развивали фантазию. слайд: Кроме того, сам процесс создания игрушки действовал успокаивающе – помогал отдохнуть, почувствовать радость от рождающейся в собственных руках красоты. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. слайд: Наряду с задачами приобщения дошкольников к истокам национальной культуры на основе развития познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле решались задачи воспитания духовно- нравственных качеств личности: такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта, гражданственность и патриотизм; слайд: создана коллекция традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых, обережных, которая объеденена в мини-музей "Куклы разные и прекрасные". слайд: Большую роль в реализации проекта сыграло привлечение родителей. слайд: Родители участвовали в мастер-классах, создании мини-музея, конкурсах. Благодаря их участию в проекте у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка; совместная творческая деятельности педагогов, родителей в положительную сторону изменила представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков. слад:
|