Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нравственно – этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитаение
Автор: Добрынина Ирина Сергеевна   
05.07.2019 23:16

Нравственно – этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста.Нравственно – этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель МДОБУ д/c №21 комбинированного вида Добрынина И. С.

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-этических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Сущность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Вывод. Развитие и становление детской литературы происходило во взаимодействии с осмыслением феномена детства в педагогике и психологии, поэтому в данном случае будет уместно воспользоваться выводом В.В. Зеньковского о ведущей тенденции этого процесса: «Рост педагогической мысли привел к признанию того, что всякая программа должна приспосабливаться к личности ребенка, должна вообще индивидуализироваться, что не должно быть одного общего идеала в воспитании, что каждая личность имеет свои индивидуальные особенности, свой путь индивидуального развития». 17 А среди многих путей, влияющих на формирование нравственно-этических представлений, мы можем назвать детскую литературу.

 

Скачать конспект

Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с детской литературой

Вывод. Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой – это встреча ребенка, чаще всего первая, с тем или иным произведением художественной литературы. От воспитателя зависит, будет ли эта встреча полезной и радостной: важно, чтобы чтение рождало яркие, зримые образы, горячие переживания, а умный тактичный разговор о прочитанном приглашал ребенка к размышлениям, помогал подняться на новый уровень понимания художественной литературы и жизни.

Нравственно-этические проблемы в рассказах Н.Н. Носова для детей дошкольного возраста

Вывод. В данной главе были рассмотрены следующие вопросы: сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста, методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с детской литературой, произведения Носова как средство нравственного воспитания дошкольников. Нравственное воспитание рассматривается как активный целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек. Нравственную основу личности ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства, живой мир природы и художественное слово.

Глава 2. Педагогические условия формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Изучение состояния работы с детьми по формированию нравственных представлений посредством детской литературы.

Целью данной методики является определение уровня развития умения сопереживать окружающим.

В беседе приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.

Проведение беседы осуществлялось в три этапа.

1 этап. Детям предлагается ответить на вопрос на примере конкретной жизненной ситуации.

  • «Ты вышел погулять с мамой на улицу и вдруг видишь малыша

который плачет. Как бы ты ему помог успокоиться?»

2 этап. Детям предлагается решить ситуацию морального выбора ( «Какой

поступок?») с опорой на наглядный материал — иллюстрация.

На картинке мальчик, который хочет ударить собаку. Вопросы к ребенку:

«Что хочет сделать мальчик, а можно ли так делать, почему?»

3 этап. Детям предлагается решить ситуацию морального выбора с опорой на вербальный материал – отрывок из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Как ты оцениваешь поступок мальчика Котьки?

Исходя из данных результатов, мы разработали следующую программу:

  1. Отбор произведений Н.Н. Носова, способствующих формированию нравственно-этических представлений.
  2. Разработка проекта по формированию положительных нравственных качеств посредством произведений Н. Носова. (Приложение 1)
  3. Подбор комплекса игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей эмоциональной отзывчивости.
  4. Составление методические рекомендации для родителей по проблеме воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Проведение занятий.

Методика формирования у детей старшего дошкольного возраста положительных нравственных качеств посредством произведений Н. Носова.

Этические беседы — это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения детском саду».

Главная цель этической беседы заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения и желание сочувствовать, сопереживать окружающим людям, которыми он бы мог руководствоваться в своих поступках. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей

моральных представлений, поскольку способствуют эмоциональной окраске

познаваемых моральных явлений.

На формирующем этапе нами была проведена следующая работа:

1. Разработана серия занятий по формированию положительных

нравственных качеств посредством произведений Н. Носова.

2. Подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей эмоциональной отзывчивости.

3. Составлены методические рекомендации для родителей по проблеме воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Нравственная деятельность практически не существует в обособленном виде. Она присутствует в большей или меньшей мере во всех других видах: интеллектуально-познавательной, трудовой, художественной, экологической. В любом виде деятельности личность вступает во взаимодействие, соприкасается, оценивает, осваивает ценности (например, трудовая – ценность труда, трудовых умений и навыков, результатов труда), важные и необходимые для развития индивидуальной нравственности, учиться взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, нормам коллективной жизни. Вместе с тем, наиболее приоритетными задачами деятельности по нравственному воспитанию личности являются:

  • воспитание нравственных чувств, привычек, норм
  • овладение практикой поведения
  • воспитание гуманных чувств и отношений
  • воспитание трудолюбия
  • воспитание гуманности.

Очевидно, что произведения Носова способствуют каждому перечисленному виду деятельности и всячески поощряют их. Поэтому тема «Нравственно-этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста» выбрана нами с учетом вышесказанного и с учетом того, что произведения Н. Носова принадлежат к числу самых популярных как у детей и воспитателей, так и у родителей. Рассказы и сказки Носова не просто смешат, радуя и веселя, они воспитывают, заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках ребенок постигает нравственные понятия, такие как честность, дружба, совесть, сочувствие.

Нравственно-этические чувства не развиваются самопроизвольно. Для этого необходима многоплановая и целенаправленная работа воспитателя. Чтобы воспитывать у ребенка то или иное нравственное качество, надо сформировать у него устойчивое стремление, потребность совершать такие поступки, в которых воплощается это качество.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Воспитатель: Ребята, а вы любите фантазировать?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: А зачем, как вы думаете, люди фантазируют?

Дети: Чтобы развеселить другого человека. Чтобы сделать ему приятно.

(Стук в дверь).

Воспитатель: Ребята, послушайте, кто-то стучится. К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:

Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой… (Незнайка)

- Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)

Воспитатель: Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

Дети: Поможем

Д/Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»:

Телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой — «Заплатка».

Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли разобраться Незнайке. Видишь, Незнайка, наши детки тоже знают много рассказов Носова и любят их,

Физкультминутка. Воспитатель: Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физкультминутку.

Раз-два-три-четыре-пять

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (приседают)

А когда откроем глазки (встают)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Будет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо, (наклоны влево – вправо)

Вот Дюймовочки слова:

  • Чтоб была спина пряма

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)

Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)

Воспитатель: Незнайка читал ли ты рассказ «Фантазеры»?

Незнайка: Да я и сам Фантазер хороший! Но рассказа такого не читал, хотелось бы узнать, что там за фантазеры такие.

Воспитатель: Ну а сейчас послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «Фантазеры»

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

Вопросы по тексту:

  1. Вам понравился этот рассказ Н. Носова?
  2. . Как он называется?
  3. А почему, как вы думаете, рассказ называется «Фантазеры»?
  4. Кого из героев можно смело назвать фантазерами, почему?
  5. Разве все мальчики рассказывали выдуманные истории?
  6. А чем история Игоря отличалась от историй Мишутки и Стасика?
  7. Какую историю он им рассказал?
  8. Почему ребята не захотели дружить с Игорем?

Воспитатель: Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше путешествие?

Незнайка: Очень понравилось, а вам, ребята?

Воспитатель: А что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Дети: Игра, фантастическая физкультминутка.

Незнайка: А мне, ребята, очень понравились истории Мишутки и Стасика! Вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Незнайка!

Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами узнали, какие фантазеры герои нашего рассказа. И предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать вои рассказы, а завтра рассказать их друг другу в детском саду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год