Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю» |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Колесникова Елена Юрьевна | |||
12.05.2015 09:49 | |||
Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю» Автор: Воспитатель 1 категории Колесникова Е. Ю. МБДОУ ДС № 56 «Улыбка» г.Белая Калитва «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!» Пояснительная записка: Современная интеллектуальная общественность очень много говорит о необходимости сохранения книги, как величайшей культурной ценности, о сохранении традиции чтения и приобщения к нему детей и молодёжи.
«Наше общество стало катастрофически мало читать», — такие слова произнес наш президент на литературном собрании в прошлом году. Снижение читательской активности отмечается во всех странах, но Россия не должна следовать такому примеру. В связи с этим 12 июня президентом был подписан указ о том, что 2015 год в России объявляется Годом литературы. Как отметил В. В. Путин, следующий год должен сблизить людей с книгами. Лишь это поможет «уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ». В России действуют различные программы, как государственные, так и общественные, направленные на достижение этих задач. Так, целью Национальной программы поддержки и развития чтения, рассчитанной на 2007‒2020 годы, является повышение культурной компетентности членов общества, за счёт повышения читательской компетентности и роста читательской активности граждан. Данная программа определяет чтение, как важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, нормативных представлений, составляющей основу многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение ‒ самый мощный механизм поддержания и приумножения богатства родного языка. Доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, специалист по детской литературе Ольга Юрьевна Трыкова пишет об огромном влиянии на детей детской книги. «Именно в детской литературе, они впервые познают тонкую грань между добром и злом (старые добрые сказки), находят своих кумиров и своеобразные примеры для подражания, да и просто коротают время. И это не преувеличено, ведь многие детские идеалы, взятые из книг, остаются в нашем сознании до конца жизни, несмотря на прожитые дни и года». Выбирая детскую литературу, необходимо учитывать то, что она должна нести в себе только положительный заряд и поучительную информацию. Поэтому стоит особо тщательно выбирать и покупать детскую литературу, которая не просто займёт ребёнка на какое-то время, но и поможет ему осознать моральные принципы, законы жизни и эталоны поведения». Детская литература по своему характеру дидактична. Основной вопрос детской литературы сформулирован Владимиром Маяковским со свойственной ему прямолинейностью: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Многие же современные книги «для детей» создают ситуацию затруднённого различения добра и зла из-за относительности оценок поступков героев, излишней реалистичности описываемых событий, погружения ребёнка в атмосферу темы, ещё недоступной его пониманию, но искажающей его представление о «плохом» и «хорошем». Важно в дошкольном детстве формировать в ребенке будущего читателя. Сегодня этим занимается детский сад и семья, именно они вводят дошкольника в мир книги. Приобщая ребенка к книге, взрослые формируют интерес к процессу слушания художественной литературы; и здесь важен эмоциональный отклик и отзыв ребенка на услышанное (переживание, сочувствие, радость, грусть и т.д.). Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других. Для отбора литературы для детей разработаны несколько критериев, которыми мы руководствовались при создании программы: Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги; 2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык; 3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; 4. Занимательность, простота и ясность композиции; 5. Конкретные педагогические задачи. Так же, метод анкетирования родителей, помог прояснить проблемную ситуацию в семьях воспитанников, в вопросе ознакомления детей с художественной литературой.
Цели программы:
Задачи, через которые будет реализована программа, будут таковыми:
Литратура:
Приложение Анкета для родителей Цель: определить особенности знаний родителей о задачах, содержании и методах ознакомления детей с литературой, умение их применять и наличие у родителей интереса к повышению уровня знаний о литературном развитии детей. Вопросы: 1. Как часто вы сами читаете художественную литературу: а) очень редко, нет времени; б) иногда, в основном в транспорте; в) довольно часто, почти каждый день, в выходные — длительное время г) чтение — ежедневное и самое любимое занятие. 2. Насколько хорошо детская литература представлена в вашей библиотеке? а) таких книг практически нет, они покупаются не часто и быстро утрачиваются; б) есть, но немного; в) детских книг довольно много, более 100, в основном это отдельные издания; г) большое количество и тематическое разнообразие детских книг, много сборников детских стихов, сказок и пр. 3. При выборе книг для чтения ребенку важным фактором является: а) не задумывался (-лась), выбор случаен, зависит от желания моего или ребенка; б) красочность оформления, «игровой» характер книги (книжки-картинки, раскраски, книжки-игрушки, комиксы); в) доступность для понимания ребенка, соответствие его интересам; г) художественный уровень произведения (его содержания и оформления), соответствие познавательным возможностям ребенка, его интересам. 4. Часто ли вы читаете ребенку: а) эпизодически, практически нет на это времени, не чаще 2-3 раз в неделю по нескольку минут; б) не очень часто, обычно когда ребенок попросит сам и непродолжительное время; в) почти ежедневно, но не длительно — 5-10 минут перед сном, в выходные или по настроению — до 20 минут; г) ежедневно, довольно продолжительно, особенно в выходные, есть традиция «семейного чтения» вечером и в выходной всей семьей. 5. Литературу каких жанров вы читаете ребенку: а) выбор случаен; б) в основном сказки или то, что попросит ребенок; в) стихи, сказки, детские рассказы и др.; г) детская литература самых разнообразных жанров отечественных и зарубежных авторов, ребенок любит книги определенной тематики, «книжки с продолжением», «детские романы» — серии книг. 6. Назовите последние книги, прочитанные вами ребенку. 7. Назовите любимую на данный момент книгу вашего ребенка. 8. Какие трудности у вас бывают при ознакомлении ребенка с книгой: а) нежелание ребенка слушать чтение; б) ребенок быстро теряет интерес, переключается на другое занятие (обычно игры), в основном рассматривает картинки непродолжительное время, не любит говорить о тексте, героях; в) ребенок слушает чтение с интересом, но не умеет обсуждать прочитанное, затрудняется в понимании идеи произведения, не может рассказать (пересказать) услышанный текст; г) трудностей не возникает, ребенок, с удовольствием, включается в данную деятельность, любит слушать, обсуждать прочитанное, пересказывает тексты другим членам семьи, играет в «театр», изображая героев, рисует на основе услышанного текста и пр. 9. Как вы помогаете ребенку лучше понять литературное произведение: а) не задумывался (-лась), подрастет — все поймет сам; б) перечитываю несколько раз, рассматриваю с ребенком иллюстрации; в) перечитываю и объясняю то, что ребенку было непонятно, задаю вопросы; г) беседую с ребенком, рассматриваем и обсуждаем иллюстрации к данному произведению, неоднократно перечитываю произведение или понравившиеся отрывки, вместе с ребенком рисую, играю в «театр», делаю книжки-самоделки и пр. 10. Из каких источников вы получаете педагогические знания о литературном развитии детей (подборе книг, способах помощи ребенку в понимании текста и пр.)? а) не интересуюсь этим вопросом; б) из случайных источников, из личного опыта, опыта моей семьи; в) из разных источников, но эпизодически, случайно, в основном из СМИ; г) изучаю специальную литературу, консультируюсь с педагогами, использую богатый опыт моей семьи по литературному развитию. 11. Как часто и где вы покупаете литературу своему ребёнку?
|