Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ
Занятия по теме "Осень"
Автор: Редактор   
20.06.2016 19:58

МБДОУ №5 «Теремок» г.Набережные Челны,  Татарстан. Подготовили: Музыкальный  руководитель: Давлетова Резеда Валиахметовна  Высшая квалификационная категория, Воспитатель: Тюленева Ольга Викторовна   1 квалификационная категория.

ТЕМА:«ОСЕННИЙ  ОРНАМЕНТ»

Цель: Показать результаты музыкального образования детей на занятии.

Образовательная задача:

1.  Воспринимать музыкальное произведение, способствовать  формированию осознанного отношения к содержанию, характеру  произведения.

2. Развивать цветомузыкальный слух в процессе цветового уподобления     характеру звучания музыки.

3.Формировать певческие умения и навыки.

4.Работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.

 

5.Обучать пению по руке дирижёра.

 

Развивающая задача:

1.Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыку композиторов классиков.

3.Работать над развитием слуха и голоса, чувства метроритма.

4.Способствовать развитию слухового восприятия, координации и пластики движений.

5.Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

6.Закрепить знания детей о законах составления орнамента на полосе.

Воспитательная задача:

1.Создать тёплое, радостное настроение на занятии; развивать способность

чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.

2.Воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества.

3.Воспитывать эстетический вкус; приобщать детей к искусству.

Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание листьев на деревьях; чтение стихов   об осени; рассматривание иллюстраций; чтение книг, дидактические игры.

Словарная работа:  Стаккато, легато, исполнитель, слушатель, фрагмент

Демонстрационный материал: Сцена, украшенная осенними листьями, деревья, портреты композиторов П.И.Чайковского, Шумана, В.А.Моцарта, иллюстрации  

Раздаточный материал:Муз. инструменты: маракасики, колокольчики, треугольники, металлофоны;Листики, шарфики, водяные птички, большой лист бумаги, краски, гуашь, салфетки. 

Подготовка музыкального руководителя и воспитателя:

  1. М.Л.Лазарев «Здравствуй»
  2. Миловская С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре», М. «Музыка»,1997г.
  3. Скорикова Н.М. «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии»,Н.Челны 2005г.
  4. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей», Ярославль, 2000г.
  5. Программа «Детство», С-П-«Детство-пресс», 2002г.
  6. Ветрова Т.Н. «ТРИЗ в изодеятельности».Н.Челны, 2007г.
  7. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе», Воронеж ТЦ «Учитель», 2008г.
  8. «Поэты. Времена года», Москва ОНИКС  21 век, 2004г.

 

 

«ОСЕННИЙ  ОРНАМЕНТ»

Дети входят в музыкальный зал.   Здороваются .

«Музыка, здравствуй!» М.Л.Лазарев

Воспитатель: (чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете об осени?

Муз. рук-ль: А хотите прогуляться по осеннему лесу? Тогда, зашагали наши ножки!                    «Зашагали ножки» (арттерапия)

(дети выполняют упражнение, на сцену выставляются деревья)

Муз. рук-ль.: Вот мы с вами и в осеннем лесу! Как здесь красиво! Так и хочется

сплясать! Давайте покажем, какие у нас чудесные «сапожки», и   послушаем, как же стучат наши каблучки.

«Сапожок» (арттерапия)

( по окончании танца очень тихо звучит  «Осенняя песня»   П.И.Чайковского)

Муз.рук-ль: Какая прекрасная мелодия!  Светлая, ясная… Кажется будто

прилетела она прямо из мечты. Как нежно и трогательно поёт её  музыкальный инструмент, словно человеческий голос. Вы любите    музыку? Расскажите мне, какая музыка вам больше всего нравится?(ответы детей) Как вы думаете, что нужно для того, чтобы музыка     родилась и   зазвучала? (предположения детей)

Муз.рук-ль:Музыку должен кто-то сочинить, написать, придумать. Как мы    называем,  человека, сочиняющего музыку?

Дети: Композитор.

Муз.рук-ль: Музыку нужно исполнить на инструменте или спеть. Как мы     назовём того,  кто это делает?

Дети: Исполнитель.

Муз.рук-ль: Музыка существует для людей, а не только для тех, кто её сочиняет    и  исполняет. Поэтому у неё должны быть слушатели.Музыка всегда возникает из тишины, Послушаем и мы с вами тишину в  зале, прежде  чем повториться эта замечательная мелодия. Вслушайтесь в неё. Будьте внимательны, постарайтесь ответить на  вопросы: что это за музыка, какой у неё характер, чтобы вам    хотелось делать, слушая её? (повторное прослушивание фрагмента)

«Осенняя песенка»П.И.Чайковского

Дети: Музыка ласковая, спокойная, нежная, мечтательная, задумчивая,

сказочная, волшебная, мягкая… , инструмент ------

Муз.рук-ль: Конечно же это ------. А прослушали мы с вами фрагмент из

музыкального произведения «Осенняя песенка» П.И.Чайковского. Пётр Ильич Чайковский умел передавать в музыке мысли,   переживания,  чувства  человека. Его музыкальные произведения очень мелодичны. Они   просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы, выразительны.

Дети: (чтение стихов об осени)

Муз.рук-ль: Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим  плечи. А под ногами шуршат осенние листочки. (шуршат ладошками). Скажите, какими музыкальными  инструментами можно изобразить  шуршание листочков?

Дети: Маракасиками.

Муз.рук-ль: А звучание капелек дождя?

Дети: Колокольчики, треугольник, металлофон.

Муз.рук-ль: Сейчас мальчики превратятся в осенние листочки и возьмут

маракасики, а девочки, возьмите музыкальные инструменты,     изображающие звон  капелек. Вы – капельки дождя!

«Осенний концерт» С.Коротаева

(воспитатель обращает внимание детей на  листики, которые лежат под деревьями на сцене) 

Воспитатель:  А сейчас ветер щёки толстые  надул… надул… (надувать щёки и резко сдувать «ПФ») и  на листочки пёстрые подул (дуть осторожно, ласково, не спеша Фу-Фу) подул…подул… и полетели наши листочки.

Дыхательная гимнастика «Листики летят»

Муз.рук-ль: Распевка «Листики летят»

(обратить внимание детей на дирижёрский жест: вдох, задержка дыхания, пение) 

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку:

Высоко на дереве сидит лесной доктор,

Лапками цепляется, хвостиком упирается,

Носом постукивает – мурашек, да козявок из – под коры

выпугивает;Кругом ствола бежит, никого не проглядит.

Дети: Дятел!

Муз.рук-ль: Сегодня мы с вами разучим новую попевку «Дятел». (следует обратить внимание на активность артикуляторного  аппарата: язык, губы; музыкальный руководитель исполняет).Давайте, прохлопаем ритмический рисунок попевки. «Дятел» С.Миловский

(дети поют попевку в разных тональностях) 

Музыкальный руководитель исполняет вступление к      «Осенней песенке»

Муз.рук-ль: Ребята, что такое я исполнила?

Дети: Вступление к песне «Осенняя песенка».

Муз.рук-ль: А скажите, для чего нужно вступление к песне?

Дети: Чтобы определить настроение, характер, темп песни.

Муз.рук-ль: А как мы будем исполнять её?

Дети: Весело, задорно, звонко, отрывисто, стаккато…

Дети исполняют «Осенняя песенка»

Муз.рук-ль: Ой, ребята, а как холодно стало в лесу. Давайте раздуем костёр.

чтобы огонь вспыхнул, нужно встать в круг, взяться за руки и передать друг другу  тепло наших сердец, горячие улыбки,   доброту. Я передаю тепло моего сердца. На моём лице загорается  улыбка, и этой улыбкой я зажигаю  следующую улыбку и дарю  хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснётся моего сердца, моей руки, костёр

вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдём  ближе друг к другу, в тесный круг. Чувствуете, какое горячее   пламя? Вы согрелись?

Воспитатель: А сейчас мы, в память о нашей прогулке по осеннему лесу

составим красивый узор из осенних листьев.Узор – это композиция рисунка из разнообразных элементов    геометрических  фигур, причудливых линий, цветов и листов. Но сегодня мы с вами познакомимся с орнаментом – это тоже  узор, и он построен по определённым законам и правилам. Для   орнамента выбирают несколько основных линий и фигур,которые повторяются несколько раз. Орнаменты можно вписывать в любую форму: квадрат, круг, прямоугольник.  Сегодня мы придумаем и нарисуем орнамент на полосе. Основными элементами его будут осенние листья. Каждый орнамент имеет свой характер, как музыка. Он может  быть плавным или резким, прерывистым или непрерывным. А настроение нашего орнамента покажет нашим гостям  ваши   впечатления об услышанном и увиденном на занятии.

Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского.

Дети рисуют ладошками, ребром ладони осенние листья

Воспитатель: (проводит анализ работы) Какие цвета вы использовали? Какое настроение получилось у нашего орнамента?

Дети: Радостное, светлое, доброе…

 

Муз.рук-ль.: В заключении нашей прогулки исполним песню

«Осень –  неведимка». Какой характер у этой песни?

Дети: Песня спокойная, ласковая, немного грустная, нежная…

Муз.рук-ль.: Как мы её будем петь?

Дети: Нежно, легато, плавно, тянем гласные звуки… /предложить детям взять атрибуты к песне: маракасики, платочки,   птички, колокольчики/

Муз.рук-ль.: Мы сегодня с вами рисовали вместе, делали большую работу,

Хорошо потрудились, АНАЛИЗ.  А теперь, все удобнее сядем  на ковёр. Закроем глазки и, слушая музыку, вдохнём аромат осеннего леса. Представим, как кружатся листья, как капают  капельки дождя.

Релаксация «Аромат роз»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я нашла под деревом. Это нам подарки от  царицы Осени! /листики  с конфетами/ 

Муз.рук-ль.: Понравилось вам в лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам  грустно . Но мы ещё обязательно вернёмся сюда. Скорее

улыбнитесь! Нам надо задуть костёр, чтобы не случился пожар. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно – сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Возьмём его с собой. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его и водить дружный хоровод. Оставайтесь    такими дружными всегда.

«До свиданья, музыка! М.Л.лазарев

Дети выходят из зала под песенку

«Зашагали ножки»

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год