Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сборник методических материалов по духовно– нравственному воспитанию детей 5-7 лет «Наша Родина—Россия»
Патриотизм детям
Автор: Лапухина Наталья Александровна   
17.08.2015 20:42

Сборник методических материалов по духовно– нравственному воспитанию детей 5-7 лет «Наша Родина—Россия»Сборник методических материалов по духовно– нравственному воспитанию детей 5-7 лет «Наша Родина—Россия»

МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Колобок» пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
М. Лисянский. Моя родина.

Скачать конспект

Ведущий: Родина – это отечество, отчизна. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней родное; матерью – потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов.

А откуда произошло слово «Родина»?

Это слово произошло от древнего слова Род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово Род обозначает древнейшего бога слявян Рода. Главный город племени россов назывался Родень /Родня/. Он был посвящен богу Роду.

Со словом «Родина» связаны и другие слова.

Например:

Родить – значит произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети;

Родич – родственник, лен рода. /дяди, тети/

Родня – родственники /братья. Сестры

Народ – нация, народность, жители

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Россию мы называем – Россия – матушка. Она для нас дорогая, любимая, единственная, родная.

Чтец:

Россия – росинка,
Запах ее – земляника,
Голос – шум леса,
Лицо – родник.

Вслушайся в слово – Россия.
Россия – великая!
И человек в России велик!

Ведущий: Народ придумал много пословиц и поговорок о Родине. Послушай те и запомните их.

Родина любимая – мать родная.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Одна у него мать, одна у него Родина.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Дети повторяют пословицы.

Ведущий: У каждого государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн.

Ведущий показывает герб России.

Чтец:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Дети рассматривают герб.
В. Степанов. Герб России

Ведущий: Гимн – торжественная песня, символ государства. Послушайте его.

Звучит гимн России.

Ведущий показывает флаг России.

Ведущий: Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой, красной полосами.

Чтец:

Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

В. Степанов. Флаг России.

Ведущий: Ребята, а сейчас творческая минутка. Одна группа ребят делает аппликацию «Флаг России». Другая группа – рисует и разукрашивает флаг России. Затем ребята делятся своими работами друг с другом.

Дети выполняют задания.

Ведущий: Родина…Россия. Край, где мы родились, где живем. Это — наш дом. И его надо любить и беречь

Используемая литература:

Родина: стихи русских поэтов. — М: Логос, 2001. — 319 с.

Сорокина, Л. Родина начинается с матрешки // Библиотека в школе. — 2007. — №10. — С. 42- 43.

Романовский, С. Родина. — М: Детская литература, 1990. — 222 с.

Стр.

Москва – столица нашей Родины»

Литературно – познавательный час

Цели и задачи:

  • стимулировать познавательный интерес детей к истории нашей Родины
  • познакомить детей с историей Москвы
  • развивать мыслительные операции, внимание, память, мышление, воображение

наблюдательность.

Оборудование: песня «С чего начинается Родина?», песня О. Газманова «Москва», деманстрационный материал (вид Кремля, Красной площади, герб Москвы, памятник Ю.Догорукому.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского.)

Ведущий: Россия – самое большое государство в мире. Ее площадь более 17 миллионов квадратных километров, она занимает восточную часть Европы и север Азии. Берега России омываются 17 морями. В России живет около 145 миллионов человек. Россия многонациональная страна и она объединяет народы, которые живут на ее территории. Сейчас в России насчитывается более тысячи городов. И среди них нет двух одинаковых. У каждого их них своя история, свой характер, и собственное лицо. Среди этих город есть гордая и непобедимая столица нашей России. А как называется этот город узнаете, если отгадаете загадку.

Чтец:

Здесь Кремль,
Здесь Воробьевы горы,
И площадь Красная видна.
Такой больгшой красивый город,

Гордится им моя страна.
Всем городам голова,
Столица Родины … (Москва)

Ведущий: Ребята, Сегодня мы с вами поговорим о Москве. Москва – столица нашей Родины.

Обращение к карте.

Посмотрите, ребята, Москва находится не на границе, а внутри страны, поэтому говорят, что Москва – сердце России.

Москва – город очень древний, старый. Но было время, когда на месте города когда то был дремучий лес. Послушайте небольшой рассказ о том, как возник этот город.

Чтец: Было это много – много лет назад. В городе Киеве жил – был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал он к себе мудрого старца и говорит: «Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места».

Собрал князь дружину и отправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке множество рыбы. Места холмистые, овраги глубокие. Залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги, реки, а для жителей здесь есть все необходимое.

Только подумал так Юрий и вдруг видит между деревьями на лесной поляне облако стало превращаться в какого – то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видала: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копье, замахнулся на зверя и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман.

Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что все это значит. Задумался старец и молвил:

- Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит и город будет велик. У зверя много голов, значит и город будет главенствовать. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красив.

- А как же назвать этот город? – спросил Юрий.

- А назови его по имени вот этой реки – Москва.

И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дал Москва.

Рассматривание иллюстраций с видами Московского Кремля.

Ведущий: И предсказание старца исполнилось. Сейчас Москва огромный город, главный город России, а постройки и здания Москвы не только бело и краснокаменные, а разноцветные, очень нарядные.

Рассматривание иллюстраций из книги Шуйская, Ю.В. Наша Родина – Россия. — М.: Эксмо, 2009 г.

Ведущий: Основание Москвы связано с князем Юрием Долгоруким. И в честь него в Москве поставлен памятник. Давайте рассмотрим его.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов детей в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Для каждого человека любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому зарождается с детства очень значимое во все времена чувство патриотизма. Оно становится глубже, когда дети больше узнают об истории своего края, знаменитых земляках и знакомятся с важнейшими событиями родной страны.

Сборник содержит интересный и познавательный материал по ознакомлению детей с большой и малой Родиной. Методические разработки можно использовать в организованных формах обучения и при проведении тематических вечеров и праздников в детском саду.

Составитель:

Лапухина Н. А.—старший воспитатель МДОУ детский сад «Колобок» пгт Юрья

Ирбулдина Л.Ю. —библиотекарь массовой работы Юрьянской районной детской библиотеки.

«Наша родина—Россия»: сборник методических материалов духовно– нравственному воспитанию детей 5-7 лет.. – Юрья, 2011г.

«СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО»

Литературно – музыкальная композиция

Цель: воспитание у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.

Оборудование: карта России, изображение герба и флага, различные пейзажи (фотографии или репродукции картин)

Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского.

Чтец:

Величава моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна
От севера до Юга,
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.

И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится.

Н. Забила. Наша Родина

Ведущий: Ребята, мы с вами живем в большой и прекрасной стране Россия. (Показывает карту и иллюстрации) Это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живет. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, село, поселок, улица, дом. Это маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

С чего начинается Родина? Родина начинается с родного дома, где живет ваша семья. Любимый уголок природы, где мы любим отдыхать, улица, где мы встречаемся с друзьями, край, в котором мы живем — это тоже Родина. Давайте, попробуем немного рассказать о том, где вы живете. Ребята рассказывают (Я живу в ___________. Мой дом находится на улице_____________. Я хожу в детский сад или школу.)

Чтец:

Стр.

Дети рассматривают иллюстрацию и рассказывают.

Беседа:

- Что на голове у Юрия Долгорукого?

- Чем защищено тело князя?

- Что у него на ногах и руках?

-А в левой руке у князя щит. Что такое щит? Для чего он нужен?

Ведущий: А сейчас я буду говорить слова, а вы, если услышите слова – родственники для слова щит, хлопнете в ладоши: «Щит – защищать, щека, защитник, воин, солдат, защита, защелка». Как и у каждого города у Москвы есть герб, где изображен тот же персонаж, что и на гербе России. Это Георгий Победоносец. Послушайте легенду о нем.

Чтец: В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье. Напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере недалеко от моря. Огнем жег землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же требовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось, ни у кого, ни коров, ни овец, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить ему на съедение каждый день человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. А в это время проезжал мимо Георгий на своем добром белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем, поразил его своим копьем. За эту победу и прозвали Георгия Победоносцем.

Ведущий: И вот Георгий Победоносец защищает нашу столицу от вех бед и невзгод.

Чтец:

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах,
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева.
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка –Москва.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Москва. Ф.Глинка.

Ведущий: Да, город Москва красивый, богатый город. Есть в нем и соборы, церкви, музеи, пешеходные улицы, высотные дома, кинотеатры, цирк, зоопарк, театры, метро (подземная дорога) и многое другое. И люди живут там разные. Но все они любят свой город и гордятся им. И мы с вами должны почитать этот город, потому что Москва – столица России.

Звучит песня О. Газманова «Москва»

Используемая литература

Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007. — 144 с.

Феоктистов, Л. Города России. — М.: Олма Медиа Групп, 2007. — 94 с.

Шуйская, Ю.В. Наша Родина – Россия. — М.: Эксмо, 2009. — 9

«Санкт –Петербург –
северная столица России»
Материал для беседы
Цели и задачи:

  • расширить представления детей о России как стране, в которой они живут
  • воспитывать чувство гордости за Родину, поддержать интерес к ее прошлому

Оформление: атлас мира, портрет президента России, изображения Государственного флага и герба России, запись песни «Моя Россия» (муз. Струве)

Прослушивание песни «Моя Россия) (муз. Струве)

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Е. Аксельрод «Наш дом»

Добрый день, дорогие ребята. Наша страна называется Россия. Она очень большая. В ней много озер, рек, лесов, сел, деревень, городов. Люди, которые живут в нашей стране, называются россияне. Нашего президента зовут …В России живут люди разных национальностей: марийцы, ненцы, татары, чукчи и т.д. Но все хорошо знают и понимают русский язык. Столица нашей страны – город Москва. Но сегодня мы с вами познакомимся с другим городом. Это Санкт –Петербург.

Город Санкт – Петербург стоит на реке Нева. И место где стоит город раньше было топкой низиной со множеством больших и малых островов. Раньше дома в городе были деревянные и одноэтажные, но со временем знаменитые архитекторы стали строить разные дома.

Сейчас Санкт –Петербург – один из самых красивых городов мира. Множество туристов приезжают сюда в июне, чтобы полюбоваться «белыми ночами», когда солнце не уходит за горизонт, и ночью светло, как днем. А еще город знаменит своими мостами. Их более 500. На ночь мосты через Неву разводят для прохода судов.

(Показ картинки)

У каждого города есть свои символы. Москва знаменита Красной площадью. А в Санкт –Петербурге на Дворцовой площади стоит Зимний дворец. В нем более 1000 комнат. (Показ картинки)

На площади напротив дворца находится Александровская колонна. Ее высота – 47, 5 метра. Окна Зимнего дворца выходят на Неву и Адмиралтейство. Рядом с Адаиралтейством находится один из первых памятников – памятник Петру 1 – основателю города Санкт – Петербург.

Самая известная улица Санкт – Петербурга – Невский проспект. Дома здесь были самые нарядные и жили в этих домах именитые люди. На Невском проспекте находится Казанский собор.

Другой символ Петербурга – Летний сад. Его аллеи украшены разными скульптурами, а посещать Летний сад могут все желающие.

Санкт – Петербург город мостов. Кроме большой реки Невы в городе много маленьких речек – Фонтанка, Мойка, Большая Невка и т.д. Некоторые мосты имеют названия. Например, мост «Поцелуев». А еще есть Синий мост, Литейный мост, Банковский мост, Аничков мост.

В городе очень много фонтанов. Например, существуют фонтаны – шутихи: с виду фонтан похож на обычную скамейку, но сядешь на нее – и тебя обольет водой. Есть аллеи – фонтаны – проходящий по ним тоже попадает по «душ» из ледяной воды.

Санкт – Петербург окружен красивыми пригородами. В Царском Селе жил знаменитый поэт А.С. Пушкин. Давайтке вспомним какие произведения он написал.

Дети вспоминают сказки Пушкина.

Петербург во времена правления Петра 1 нуждался в дополнительном укреплении. Поэтому были построены города – крепости Кроншандт и Выборг. Эти города построены на островах.

«На семи холмах»

Познавательный час о городе Кирове

Цели и задачи:

  • расширить представления детей о столице Кировской области г. Кирове
  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину/

Оформление: Герб г. Кирова, Кировской области, книжная выставка «На семи холмах»

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. Вятская земля – маленькое пространство на карте нашей Родины. Именно здесь мы родились и живем, здесь вы переступили порог детского сада, а скоро отправитесь в далекое и таинственное путешествие по стране знаний. Сегодня нас тоже ждет путешествие. И необычное, а именно волшебное. Мы побываем с вами в столице Кировской области – г. Кирове. А на чем же мы отправился в путешествие?

Ребята предлагают.

Ведущий: А что если на помощь придет конь! Молодой, быстрый, горячий. Как этот в яблоках!

Показ дымковской игрушки.

Ведущий: «Взвился конь выше лесу стоячего, выше облака ходячего. Реки и озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает!

Летим мы, а внизу тянется между лесов, холмов, равнин широкая голубая лента. Это несет быстрые воды главная река нашей области Вятка. Серебряная вода струится в реке, а по обе стороны – берега, покрытые дремучими лесами, бескрайние степи, высокие холмы с городами, что любуются своим отражением в тихом зеркале вод.

Ведущий: А что это за города такие? Вот сосна на правом берегу – наверное, это город Сосницы. Тут камыш – это город Камыши.

Ведущий: А вот этот город стоит на семи холмах. Это город Хлынов.

Показ рисунка из книги «Семь холмов над рекой»: фотоповесть о городе Кирове. — М.: Планета, 1976)

Ведущий: У этого города есть два названия – Вятка, Киров. Это столица нашей области – Киров. Ребята, давайте отпустим нашего коня на лужок, травки пощипать, сил набраться. А мы полюбуемся на нашу столицу. Совершим экскурсию по современному городу.

Ведущий: Город –это большой населенный пункт, где живут люди, где много домов, машин. Давайте начнем свое путешествие с первой остановки «Перекресток».

Ведущий: В большом городе очень много машин. Они все разные. Загадаю вам загадки о них.

Что за чудо – желтый дом:
Ребятишек много в нем.
Носит обувь на резине
И питается бензином (автобус)

Поднял к верху две руки,
Взял две жилы в кулаки,
* Дай дорогу постовой
Побегу по мостовой. (Троллейбус)

Не летает, не жужжит,
Жук на улице бежит.
И горят в глазах глаза
Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Автомобилю не угнаться,
За этой тараторкой. (Мотоцикл)

Показ иллюстраций.
Ведущий: Движенья полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры

И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно,

Ее переходи!

Ведущий рассказывает о светофоре и показывает иллюстрации.

Ведущий: В современном городе много домов, где люди живут и работают. И так, вниманье, остановка «Дома разные нужны, дома разные важны»

Сначала наши предки жили в пещерах. Потом они научились строить шалаши из веток деревьев. С каждым годом человек развивался. И с момента появления людей было воздвигнуто множество зданий разных форм и размеров. Посмотрите на наши городские дома сейчас.

Показ фотографий из книги Земля Вятская: фотоальбом. — Киров, 1996.

Ведущий: У домов, как и у человека, есть ноги, лицо, лоб, глаза. Например: ноги – это фундамент, лицо – общий вид здания, глаза окна. Один дом – высокий, как дядя Степа. Другой – маленький, как Дюймовочка. Один дом чистюля, другой грязный, неопрятный. Среди домов можно встретить и близнецов. На первый взгляд они выглядят одинаково, но если присмотреться, то можно найти и различия.

А сейчас отгадайте загадки.
Я очень важный –
Вход парадный
В дом большой.

Кто я такой? (Подъезд)
У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что, кто пройдет

Тот и ручку мне пожмет. (Дверь)
Бегут, скрипят, волнуются.
То в дом, то вниз на улицу –
Шагов спешащих вестницы –

Ступеньки старой … (Лестницы)

Показ фотографий из книги Земля Вятская: фотоальбом. — Киров, 1996.

Ведущий: Ребята, посмотрите, у меня в руке «цветик – семицветик». Каждый лепесток – одна из сторон богатства города Кирова. Остановка называется «Богатства г. Кирова» Сейчас каждый будет выходить, и отрывать по лепесточку, и мы с вами посмотрим, какие же богатства хранит в себе город.

  1. – Промышленные предприятия.
  2. – Учебные заведения
  3. Библиотеки
  4. Театры
  5. – Музеи
  6. – Удивительные уголки природы.
  7. — Цирк

Промышленные предприятия

Есть в городе Кирове сказочная страна, где каждый день появляются на свет красавицы в воздушно – кружевных платьях и модных комбинезонах, Снеговики, мохнатые зверюшки.

Показ игрушек.

И эта страна называется – фабрика игрушек «Весна». Здесь работают те, кто очень любит детей, и хотят, чтобы игрушки приносили им радость.

Но в г. Кирове работают и другие фабрики и заводы.: «Кировский машиностроительный завод 1 мая», «Электромашиностроительный завод «Лепсе», «Кировский шинный завод». Гордость Кирова – меховые фабрики «Метако», «Калинка», обувные фабрики «Баско», «Лель». Заботятся о нашем питании такие предприятия как «Кировский мясной комбинат», «Кировский молокозавод», «Кировский маргариновый завод».

Учебные заведения

В городе Кирове много учебных заведений. Самые маленькие жители посещают детские сады, школьники учатся в школах, а после школы каждый житель Кировской области может поступить учиться в институты, университеты г. Кирова.

Библиотеки

Библиотеки бывают разные. В городе Кирове две главные библиотеки. Одна – для взрослых, другая для детей. Главная библиотека для детей носит имя писателя Александра Грина. Как и в любой библиотеке, здесь дети читают книги, журналы, приходят просто пообщаться. Для них проводят встречи с писателями.

Театры

Самый главный театр для юного зрителя – это Кукольный театр. Маленькие кировчане любят смотреть такие спектакли, как «Конек – горбунок», «По щучьему веленью», «Загадки курочки Рябы» и многие другие. Главные герои это театры – куклы. А людей, работающих в театре называют кукольниками.

Музеи.

Самый главный художественный музей, который находится в Кирове – это музей братьев Васнецовых. Виктор и Апполинарий Васнецовы – знаменитые художники Вятского края. Виктор Васнецов написал такие знаменитые картины как «Богатыри», «Аленушка», «Иван – царевич на сером волке», и т.д. Эти и другие картины знаменитых художников можно увидеть в этом музее.

Удивительные уголки природы.

В самом центре шумного города Кирова есть райский уголок природы – ботанический сад. В этом саду растут растения, привезенные из разных стран мира. Здесь растут вечнозеленые, теплолюбивые, южные растения: кипарисы, магнолии, агава, монстеры и т.д. А трудятся в саду люди по настоящему любящие природу.

Цирк

- Это что?
-Это цирк шапито!
Интересно!
Интересно!

Все хотят сюда попасть!
Шумно,
Весело
И тесно –

Негде яблоку упасть!...
Жонглер Силантьев молодец:
Бросает в воздух сто колец
И ловит их по одному,

Чтоб мы похлопали ему…
Семь артистов петь желают-
Семь артистов дружно лают.
Вот идут на задних лапах

Две артистки в модных шляпках.
Спотыкаются,
Визжат,
Мелко хвостики дрожат…

(Коллаж из стихотворений С. Михалкова)

Ведущий: Огромный круглый дом под красочным матерчатым куполом — цирк Шапито — долгие годы только летом открывал свои двери для жителей Кирова. А в 1977 году построили настоящее здание цирка, арена которого может превращаться, то в бассейн, то в ледяной каток, то в огромный вольер для животных. Кто только не выступал на арене кировского цирка! Клоуны, укротители животных, акробаты, жонглеры и т.д. Цирк – любимое место маленьких кировчан.

Показ фотографий из книги «Семь холмов над рекой»: фотоповесть о городе Кирове. — М.: Планета, 1976

Ведущий: Ребята, а наш конь уже отдохнул. А как вы думаете, где же он хочет побывать?

Ребята отвечают.

Ведущий: А хочет он побывать на своей родине. Рядом с Кировом есть слобода Дымково, которая знаменита своими игрушками из глины. Так вот, наш конь оттуда. А слепили его мастерицы Дымковской игрушки. А лепят они самые разнообразные фигурки.

Показ фотографий из фотоальбома «Земля Вятская». Кажется, совсем нетрудно слепить фигурку из глины да раскрасить ее. Но не так-то это просто. Сегодня мы с вами попробуем слепить игрушку, но не из глины а из простого пластилина.

Творческая мастерская.

Ведущий: Ребята, а в завершении давайте прочитаем отрывок из книги Розы Агафоновой «С внуком по Вятке» про город на Вятке.

Чтец читает отрывок из книги Р. Агафоновой «С внуком по вятке» со слов «…Очень давно это было» и до слов «…Так на Вятке город рождался…»

Список используемой литературы.

  1. Агафонова, Р. С внуком по Вятке. — Киров, 2002. — 42 с.
  2. «Семь холмов над рекой»: фотоповесть о городе Кирове. — М.: Планета, 1976)
  3. «Семь холмов над рекой»: фотоповесть о городе Кирове. — М.: Планета, 1976)
  4. Вятская азбука: энциклопедия для детей. — Киров: Дом печати Вятка, 2005. — 112 с.

«Города – герои»

Материал для беседы

Цель: познакомить с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу страну, готовность защищать ее в трудное время.

Звучит фонограмма песни «Нам этот мир завещано беречь» (сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичикова)

Родина…Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Что такое Родина? Родина – это наш дом, улица, город. Родиной человек называет ту страну, в которой он родился и живет. Наша Родина – Россия. За тысячелетнюю историю России много произошло событий. На нашу Родину не раз нападали враги.

Ранним утром, 22 июня 1941 года, когда все города и села нашей Родины мирно спали, на нашу страну напали фашисты. Началась Великая Отечественная война.

Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, Ю жилые дома, детские сады, школы…

Фашистская Германия хотела уничтожить нашу Родину, покорить всех наших людей, превратить их в рабов.

За долгие годы войны нашими бойцами было совершено много подвигов, героических поступков. Они бесстрашно сражались на земле, на море и в воздухе.

Героями в те годы становились не только люди, но и целые города.

ГОРОД-ГЕРОЙ, высшая степень отличия, присваиваемая за массовый героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне. Звание города-героя было присвоено Ленинграду (ныне Санкт – Петербург), Севастополю, Волгограду, Одессе, Киеву, Москве, Керчи, Новороссийску, Минску, Туле, Мурманску, Смоленску; Брестская крепость — крепость-герой.

Город – герой Москва.

Москва – гордая и непобедимая столица нашей Родины. И это, потому что в годы Великой Отечественной войны город выстоял в ожесточенных боях, которые проходили недалеко от него. Операцию по захвату нашей столицы гитлеровцы назвали «Тайфун». Ожесточенная битва велась на огромном пространстве, недалеко от Москвы. 7 ноября 1941 года на Красной площади столицы состоялся военный парад. Воины прямо отсюда уходили на фронт. В результате длительных боев враг был отброшен от столицы. И это благодаря нашим солдатам, которые не жалея жизни защищали столицу нашей Родины. На фронтах под Москвой войсками командовали замечательные полководцы: Жуков Георгий Константинович, Конев Иван Степанович, Рокоссовский Константин Константинович и др.

Москвичка Зоя Космодемьянская добровольно вступила в Красную Армию. Участвовала в минировании дорог, подрыве мостов, переправ, разрушении линий проводной связи. 29 ноября, выполняя боевое задание в районе д. Петрищево, Зоя была схвачена фашистами. Несмотря на жестокие пытки она не выдала своих товарищей и за это была казнена фашистами. Она была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Город – герой Ленинград

Город Ленинград враг рассчитывал захватить быстро и беспрепятственно, но встретил упорное сопротивление. Вокруг города были вырыты противотанковые рвы, построены заграждения. Город не сдавался. И немцы решили взять город в кольцо. Ленинград был отрезан от страны. Связь Ленинграда была возможна только по воздуху или по воде через Ладожское озеро. Эта дорога была названа «Дорогой жизни». Блокада города длилась 900 дней. Ленинградцы голодали. Людям выдавали ежедневный паек по карточкам 250 г. хлеба (показать). Во время блокады от голода умерло 800 тысяч ленинградцев.

Девочка руки протянула
И головой – на край стола…
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.

Юрий Воронов.

Но немцам так и не удалось взять Ленинград ни боем, ни осадой, ни голодом. В конце января 1944 года с города на Неве была полностью снята вражеская блокада.

Город – герой Сталинград (Волгоград)

Фашистские войска быстро продвигались в глубь нашей страны. А августе 1942 года они вышли к великой реке Волге и хотели захватить город Сталинград. Они бомбили его несколько раз в день и вошли в город. Начались бои за каждую улицу, за каждый дом. Разведывательная группа из четырех солдат во главе с сержантом Павловым Яковым Федотовичем два месяца удерживали четырехэтажный дом. В непрерывных боях прошло почти 3 месяца. Но наше командование разработало план наступления на противника, и окружила их. 2 февраля 1943 года фашисты капитулировали.

Город – герой Киев.
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

Спросите у ваших дедушек и бабушек – они наверняка помнят слова этой народной песни, родившейся в годы войны. Да, так и было: в Киев, столицу Украины, война пришла 22 июня 1941 года. На город обрушились первые бомбы врага. Гитлеровцы хотели захватить город в считанные дни. Но получили упорное сопротивление от советских войск. Город оборонялся 70 дней, и лишь в ночь на 19 сентября 1941 года наши войска отступили, и гитлеровцы овладели городом. Но город не покорился. Партизаны и подпольщики на давали фашистам ни минуты покоя.

Город –герой Минск.

В самом начале войны город Минск, как и город Киев, оказался в центре боевых действий. Немцы овладели городом в 1941 году. А освобождение произошло в 1944 году. Все эти годы в городе действовали подпольщики, которые всеми средствами уничтожали фашистов. Но и фашисты не поддавались. Недалеко от Минска до войны была деревня Хатынь. В й943 году эту деревню вместе с жителя сожгли немцы.

Я шел
По белорусским тем поселкам:
Селения,
Спаленные дотла,

Скворечник –
Даже он снесен осколком,
Повсюду –
Только пепел и зола.

Крепость – герой Брест.

Брестская крепость была построена почти 200 лет тому назад. Повсюду были бойницы, амбразуры. Есть подземные ходы со складами для боеприпасов и продовольствия. В 18 веке это была неприступная крепость. В начале Великой Отечественной войны здесь была пограничная застава. Воскресным утром 22 июня 1941 года Брест принял на себя первый удар фашистской армии. 28 дней длилась оборона Бреста. Но силы были не равны. Почти все защитники Брестской крепости пали смертью храбрых. Мир пришел на эту землю только в 1944 году.

Стойко и мужественно сражались защитники Родины под Смоленском, Мурманском, Одессой, Новороссийском, Керчью, Тулой. Они были смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными, решительными, неустрашимыми. Они были настоящими героями. Мы никогда не забудем подвиги, которые совершил наш народ во время Великой Отечественной войны.

И каждый год 9 мая отмечается День Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно заснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглушают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Литература:

Сивачева, Г.А. День Побнды // Начальная школа. — 2007. — №4. — С. 77-79

Зенкова, Е.В. Пусть не будет войны никогда! // Начальная школа. — 2005. — №12. -С. 6-9

Города –герои и города воинской славы //Детская энциклопедия. — 2010. — №4.

Живая память. Города –герои /Изоматериалы, текст/. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. — 16 стр., ил.

Россия – многонациональная страна. Чудесный, необычный мир каждого народа раскрывается в народных сказках. Они отличаются друг от друга. У них различны и герои, и приключения этих героев.

«ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО»

(Сказки народов Восточной Европы)

Громкое чтение марийской сказки «Нончык – патыр)

Заполнение пояснительного словарика.

Викторина «Богатыри земли русской»

Творческая лаборатория «Лепим из соленого теста Нончык – патыра)

Ход мероприятия

Ведущий рассказывает о том, что наша страна Россия большая страна и живут в ней много народностей. Среди них живут марийцы. И республика у них называется Марий л. Столица – Йошкар – Ола (Красный город). Как и у многих народов России есть у марийцев и сои народные сказки.

Громкое чтение марийской сказки «Нончык – патыр» (Богатырь из теста)

Заполнение пояснительного словарика: значение малоизвестных слов.

Нончык – тесто

Патыр- богатырь

Викторина «Богатыри земли русской»

Есть такая профессия – Родину защищать. И всегда люди с уважением и любовью говорили о тех, кто бережет, защищает русскую землю от врагов. О защитниках – богатырях рассказывают и русские былины. Богатырь – древнее слово. То значит: сильный, храбрый воин, удачливый в бою. Вятский художник Виктор Васнецов написал картину «Богатыри» (показ картины).

Сейчас желающие могут по картине рассказать, кто на ней изображен.

Рассказы ребят.

А сейчас ответьте на вопросы викторины.

  1. Какой богатырь победил Змея, впряг его в плуг, чтоб землю победить, да и утопил в синем море? (Никита Кожемяка)
  2. Как звали богатыря, умевшего превращаться в различных животных? (Волга Свяиославович)
  3. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира.
  4. Назовите богатыря самого увертливого. (Алеша Попович)

Творческая мастерская «Лепим Нончык – патыра из соленого теста»

«СОЛНЕЧНЫЙ ЦВЕТОК»

(Сказки народов степей и гор)

  1. Громкое чтение бурятской народной сказки «Солнечный цветок»
  2. Заполнение пояснительного словарика
  3. Творческая лаборатория.

Дорогие ребята. В России живет много народов. Сегодня познакомимся с народом «буряты». Они живут в республике Бурятия. В республике 20 районов, 6 городов, 34 поселка. Столица– Улан – Удэ. Крупная река – Витим. Реки и озера богаты рыбой (омуль, хариус, сиг, таймень). На территории республики есть несколько заповедников: Баргузинский и Джергинский. У бурятов есть и свои народные сказки.

Громкое чтение сказки «Солнечный цветок»

Заполнение пояснительного словарика.

Наран – Гэрэлтэ – лучезарный цветок
Наран – Сэсэг – солнечный цветок.
Улус – деревня
Лама – священнослужитель.

Бурхан – печка
Табун – стадо лошадей.
Хан – богатый человек.

Творческая лаборатория «Рисуем Солнечный цветок»

СКАЗАНИЯ О ГЕРОЯХ

БЫЛИНЫ

  1. Знакомство с понятием «былина»
  2. Просмотр репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»
  3. Громкое чтение былины «Сухман – богатырь»
  4. Заполнение пояснительного словарика

Творческая лаборатория «Рисуем героев былин»

Есть такая профессия – Родину защищать. И всегда люди с уважением и любовью говорили о тех, кто бережет, защищает русскую землю от врага. О них складывали сказки, песни, легенды, былины.

О защитниках – богатырях рассказывают и русские былины. Былина – берет свое начало от слова «быль» Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходили на самом деле, хотя и не все в них правда. В них, как и в русских народных сказках, много выдумки. А главные герои – богатыри, люди необыкновенной силы, у них могучие кони, они храбрые воины.

С главными былинными героями – Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем мы с вами все знакомы. А сегодня познакомимся с Сухманом – богатырем

Громкое чтение былины «Сухман – богатырь»

Заполнение пояснительного словарика.

Князь – правитель
Басурман – иноземец, человек из мусульманской страны.
Пир – богатое, торжественное угощение с приглашением гостей.
Кафтан – старинная долгополая верхняя одежда.

Лавка – длинная, чаще без стоек скамья.

Бархат – ткань.

Меч, палица – древнее оружие.

Творческая лаборатория «Рисуем героев былин»

«СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»

(Сказки народов севера и дальнего Востока)

  1. Громкое чтение ненецкой сказки «Три сына»
  2. Разбор сказки.
  3. Заполнение пояснительного словарика: значение малоизвестных слов.
  4. Предложить детям выучить пословицы и поговорки о труде и лени.

Творческая мастерская «Рисуем чум»

Дорогие ребята! Мы живет в очень большой и интересной стране Россия. В ней живут много народов – удмурты, татары, марийцы, ненцы, коми, мордва и т.д. У каждого народа есть свои традиции, свои народные сказки. Сказки разных народов отличаются друг от друга. У них различны и герои и приключения тих героев. Но есть у них и общее – то стремление народа быть счастливым.

Сегодня я познакомлю вас, дорогие ребята, с ненецкой сказкой «Три сына»

Громкое чтение сказки «Три сына»

Заполнение пояснительного словарика: значение малоизвестных слов.

Чум – русское название переносного жилища северных народов – конической формы шатер, покрытой шкурами, корой, волоком

Нылек – злой дух.
Пословицы и поговорки о труде.
Делу время – потехе час.
Кончил дело – гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Терпение и труд – все перетрут.
Творческая лаборатория «Рисуем чум»

В начале детей знакомим с изображением чума. Затем каждый ребенок получает бумагу, карандаши, фломастеры и сам рисует рисунок.

СКАЗАНИЯ О ГЕРОЯХ

БЫЛИНЫ

  1. Знакомство с понятием «былина»
  2. Просмотр репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»
  3. Громкое чтение былины «Сухман – богатырь»
  4. Заполнение пояснительного словарика

Творческая лаборатория «Рисуем героев былин»

Есть такая профессия – Родину защищать. И всегда люди с уважением и любовью говорили о тех, кто бережет, защищает русскую землю от врага. О них складывали сказки, песни, легенды, былины.

О защитниках – богатырях рассказывают и русские былины. Былина – берет свое начало от слова «быль» Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходили на самом деле, хотя и не все в них правда. В них, как и в русских народных сказках, много выдумки. А главные герои – богатыри, люди необыкновенной силы, у них могучие кони, они храбрые воины.

С главными былинными героями – Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем мы с вами все знакомы. А сегодня познакомимся с Сухманом – богатырем

Громкое чтение былины «Сухман – богатырь»

Стр.

Заполнение пояснительного словарика.

Князь – правитель

Басурман – иноземец, человек из мусульманской страны.

Пир – богатое, торжественное угощение с приглашением гостей.

Кафтан – старинная долгополая верхняя одежда.

Лавка – длинная, чаще без стоек скамья.

Бархат – ткань.

Ме ч, палица – древнее оружие.

Творческая лаборатория «Рисуем Сухман-богатыря»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год