Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
Педагогика
Автор: Наталья Гурцева   
04.06.2014 17:04

Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развитияК числу актуальных проблем современной специальной педагогики  следует отнести проблему индивидуально- типических особенностей мыслительной деятельности  детей с ЗПР.
Первоначальные знания об окружающем мире ребёнок приобретает под влиянием непосредственных побуждений. Его познавательная активность находится в  прямой  зависимости от полноценности врождённой мозговой организации, характера, безусловно- ориентировочной деятельности.
При подготовке детей к школе, особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об объектах живой природы. Обогащение детей знаниями о явлениях, объектах живой природы неразрывно связано  с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать, делать обобщения и выводы.
Поэтому проблема организации коррекционной работы по формированию представлений о живой природе у детей с ЗПР является актуальной.
С  целью определения уровня сформированности представлений о живой природе у дошкольников с ЗПР, нами был организован констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа -10 детей с ЗПР, контрольная группа - 10  нормально развивающихся детей.
В ходе констатирующего эксперимента детям предлагались:
1. Тест С.Д. Забрамной «Определение времени года по картинкам»;
2. Беседа;
3. Классификация объектов живой природы;
4. «4-й лишний».
Анализ результатов показал, что уровень знаний детей о явлениях живой природы в контрольной и экспериментальной группах отличается в количественных и качественных показателях. Большинство детей экспериментальной группы выполнили задание на низком уровне.
Особого затруднения в определении времени года у детей с ЗПР не наблюдалось (трудности вызывало определение времени года по схожим признакам: например, признаки весны и осени).  В ходе проведения беседы, дети с ЗПР также показали низкий уровень знаний о живой природе(из 30 возможных ответов они назвали менее половины названий). Во время беседы дети понимали вопросы, задаваемые им, но проявляли не стойкий интерес, часто отвлекались, повторялись в назывании объектов живой природы.
Самым сложным оказалось задание «4 лишний» и задания на классификацию: дети не испытывали затруднений в назывании предметов, изображенных на картинках, но сгруппировать, выделяя общий признак, большинство детей с ЗПР не смогли (особенно сложным было обобщение картинок с изображением диких и домашних животных, полевых цветов и цветов, растущих на клумбе). Никто из экспериментальной группы не смог разделить объекты живой и неживой природы. Часто дети объединяли объекты живой природы по одному, не главному признаку (стрекоза- птица, т.к. летает).
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что необходимо разработать специальную систему коррекционных занятий для формирования знаний об объектах живой природы у дошкольников с ЗПР.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год