Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»
Педагогика
Автор: Клюбина Инна Викторовна   
23.07.2013 09:13

Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»Клюбина Инна Викторовна
Учитель-дефектолог МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 9 "Рябинушка" г.Губкин Белгородская область

Умственное воспитание – ознакомление детей с окружающей жизнью, развитие их умственных способностей – можно осуществить не только на занятиях.  Исследования и наблюдения отечественных и зарубежных педагогов отводят большую роль дидактической игре в умственном воспитании и обучении, усвоении и применении знаний.
Дидактическая игра может служить одной из форм  обучения детей и вместе с тем оставаться игровой деятельностью. В дидактической игре иные отношения у педагога и воспитанника. Педагог учит детей игровым правилам, действиям как руководитель и как ее участник. Интерес, который вызывает игра, непосредственные переживания сближают детей и педагога. Педагог играя, осуществляет руководство умственной деятельностью детей, используя игру как форму обучения. Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что в ней познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, а заключена в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и  вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений. 

Правила многих игр требуют сосредоточенности внимания, усилия мысли, быстрой реакции. В этой разнообразной деятельности проявляются и формируются умственные способности ребенка. Ребенок учится играя.
Дидактическая игра имеет свои преимущества – познавательное содержание в ней сочетается с близкой, привлекательной  для ребенка деятельностью. Игра вызывает живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления. Соревновательный элемент дает возможность тренировать волевое усилие, развивать способность детей к правильной оценке и самооценке, к переживанию успеха без переоценки своих сил и возможностей, а неудач, проигрышей без обиды и огорчений.
Дидактические игры   предназначены для  обучения правильного  называния предметов, подбирать их  по признаку цвета, величины, формы, количества, сравнивать один с другими, ориентироваться в пространстве, различать по внешним признакам, группировать по назначению, материалам. Так же игры воспитывают сосредоточенность внимания, настойчивость. На основе тонкого обследования предметов дети учатся подмечать незначительные различия, определять изменения в пространстве, тем самым развивают конкретные представления, умение наблюдать, умение  без наглядной основы узнавать по описанию предметы, формировать общие представления, обозначать их словами-понятиями.  
Организуя умственную деятельность детей в дидактической игре, педагог должен ясно представлять себе, что в игре уже знакомо, и что новое – что и составляет познавательную задачу данной игры.
Например, в игре «Что изменилось?»  детям знакомы игрушки: они знают их названия, величину, цвет, назначение. Новым является их пространственное расположение. Педагог меняет их пространственное расположение и предлагает детям сказать, что изменилось.
Особое значение дидактической игры имеют для развития мышления и речи в их единстве. Содержание и правила игры дают возможность упражнять детей в точном назывании и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи.
Например, в игре «Чудесный мешочек» ребенок не только может назвать предмет-игрушку, но и дать описание на основе выделения нескольких признаков, свойств, назначение.  Здесь у ребенка развиваются способности выразить мысль в речи, в суждении.
В дидактической игре «Где и кто что делает?» дети учатся пониманию того, что каждый предмет создан трудом человека, где, что сделано: в мастерской, на фабрике, выращено на огороде…  Это и составляет познавательную задачу. Игра  вызывает у ребенка умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия.
Дидактические игры на группировку предметов или явлений по тому или иному общему признаку много. Например, «Что, где растет?», «Кому, что нужно?» (орудия труда), «Что когда бывает?» (время года), «Охотник и пастух»  (домашние и дикие животные), «Что после чего?» и тд. Все они требуют применения и углубления ранее усвоенных детьми знаний, соотнесения их с новой задачей игры.
Для установления сходства и различия можно предложить детям игру  «Сходства и различия». Это развивает умение сравнивать предметы и признаки, устанавливать сходства, различия, тождества. К этому же типу относятся игры: «Что одинаковое и разное?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?» Эти игры направлены не только на развитие процессов мышления, но и развитие воспроизводящего воображения.
Еще более высокие требования к мыслительной деятельности предъявляют игры, в  которых ребенок должен установить связи, соотнести представление о профессиях с теми орудиями и материалами труда, которыми пользуется человек для работы («Что кому?»).
Дидактическая игра позволяет определить, в какой мере ребенок владеет определенными знаниями и способами практических умственных действий в данный момент.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год