Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Социализация дошкольников в условиях детского дома
Педагогика
Автор: Ермилова Оксана Анатольевна   
03.05.2017 16:49

Социализация дошкольников в условиях детского домаСоциализация дошкольников в условиях детского дома

Под социализацией понимается процесс усвоения определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Первые навыки взаимодействия и общения дети приобретают в семье. Именно в ней они осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Семья – это единственное место для ребенка, где ему гарантирована безопасность.

Какие же социальные роли осваивает дошкольник? В первую очередь, ребенок – это сын или дочь своих родителей, затем он – воспитанник дошкольного учреждения, где может быть чьим-то другом – это тоже социальная роль. Дома и в детском саду поведение ребенка разное, общение с приятелем тоже резко отличается от общения с незнакомым человеком, это обусловлено выполнением разных социальных ролей, которые имеют свои нормы поведения.

 

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Трудности процесса социализации в условиях закрытого дошкольного учреждения складываются из ряда составляющих. Во-первых, у ребенка-сироты нет возможности постепенно усваивать положительный социальный опыт путем подражания родителям. Во-вторых, в связи с закрытостью учреждений подобного типа и постоянным нахождением детей в группе затруднен процесс индивидуализации каждого воспитанника. Дошкольник находится постоянно в одном и том же окружении, он лишен возможности менять характер поведения в зависимости от смены социальной роли. Помимо этого, такой ребенок воспринимает складывающиеся отношения между одногруппниками и воспитателями как эталонные нормы отношений, принимая за данность особое положение детей-сирот в обществе, что создает трудности для адекватного социального развития.

Ввиду отсутствия основного источника социализации – семейного института – детский дом становится для наших воспитанников основной моделью социального мира, и оттого, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение детьми социального опыта, основ человеческих взаимоотношений. Для ребенка, который воспитывается вне семьи, наиболее значимыми агентами социализации выступают коллектив сверстников и воспитателей детского дома.

Очень важен процесс формирования представлений у ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов приводит к тому, что он получает противоречивую информацию из различных источников. Кроме этого у воспитанников детского дома не сформированы в полной мере необходимые жизненные навыки практического и материального порядка, есть трудности в общении с окружающими, они слабее противостоят асоциальным явлениям. Все это вызывает затруднения в построении внутрисемейных отношений и, как следствие, в создании семьи в будущем.

Задачами воспитательной работы с дошкольниками в процессе социализации являются воспитание чувства безопасности и доверия к миру, развитие отношений с окружающим миром через игру, предметную деятельность.

Я работаю в группе детей из семи человек (4 мальчика и 3 девочки) в возрасте от 4 до 6 лет. Большую часть группы составляют социальные сироты, имеющие обратимые отклонения в психическом развитии. Особенности социально-психологического развития социальных сирот заключаются в отсутствии у них опыта нормальной человеческой жизни. Следствием этого является отсутствие адекватных ценностных ориентиров. Для некоторых воспитанников жизнь в условиях детского дома, где о них заботятся взрослые, столь разительно отличается от жизни в их семьях в лучшую сторону, что они начинают считать свою новую жизнь нормой. Для преодоления трудностей социализации детей-сирот в нашем учреждении проводится работа по следующим направлениям:

  • усовершенствование самостоятельности детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании;
  • расширение ориентирования в ближайшем окружении;
  • умение играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между его членами;
  • научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
  • сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
  • сформировать представления о явлениях общественной жизни.

Как воспитатель в своей работе я делаю все возможное, чтобы обеспечивать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Условия проживания и воспитания детей максимально приближены к семейным. К каждому ребенку воспитатели находят индивидуальный подход.

Далее мне хотелось бы более подобно остановиться на способах социализации дошкольников, которые я использую в своей работе. Воспитательную работу в этом направлении я начинаю с ознакомления детей в доступной для их возраста форме с правилами поведения в обществе. Это и является началом формирования общественно значимых ценностей и установок. Особенно важным считаю социальную интеграцию дошкольников во внестационарный социум. Ребята группой и индивидуально посещают разнообразные городские и районные мероприятия, развивающие центры, выставки, музеи и другие общественные места.

Чтобы избежать сухого дидактизма при ознакомлении детей с социальной действительностью, я использую художественную литературу. В этом мне помогает метод сказкотерапии. Суть сказкотерапии в том, чтобы придумать вместе с детьми сказку, которая отражала бы трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе найти пути их решения. Для этого я подбираю героя, в чем-то похожего на ребенка, помещаю его в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка), затем герой ищет и обязательно находит выход. Например, в сказке «Репка» есть маленькая мышка, без которой репку не вытянули бы. Надо дать понять ребенку, что мышка маленькая, но уже сильная, как и он, и что без нее не обойтись, что она нужна. Ребенок чувствует, что он нужен и что он тоже многое может, хоть и маленький.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много. Можно нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации, изготовить своими руками куклу по мотивам сказки, сделать постановку сказки в виде настольного театра.

В развитии социализации детей младшего возраста немаловажную роль имеет сюжетно-ролевая игра. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра как ничто другое способствует этому. В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно: и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать), учатся общению друг с другом. Так у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные поступки. В содержание игровых ситуаций включаю обсуждение занимательных историй, нравственных ситуаций, использую проблемные вопросы, сюрпризные моменты, игровые упражнения, пословицы и поговорки. Это помогает заинтересовать детей, активизировать их мыслительные процессы.

Постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное, выступать в обобщенной форме, которую можно обозначить словом «надо». Таким образом, само по себе знание правил и норм поведения еще недостаточно для того, чтобы ребенок ими руководствовался. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и ее регуляторами.

Для эффективного привития культурно-гигиенических навыков дошкольникам большое значение имеет внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (например, кто-то стал значительно опрятнее).

Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки и умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, труду), то есть учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности привести в порядок своё рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Всё, что имеется в детском доме — игрушки, посуда, мебель — твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Успешная социализация ребенка-сироты зависит от того, насколько воспитатель сможет понять его особенности и создать такие условия для его развития, которые будут направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. При продуманной последовательной организации процесса социализации в условиях детского дома дошкольник сможет в будущем войти во взрослую жизнь человеком, готовым решать проблемы, понимать ценность знаний, умеющим трудиться, налаживать дружеские отношения, понимать состояние других людей, выстраивать взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, окружающим миром.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год