Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогическое партнерство ДОО и семьи в формировании ценностей ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Лобанова Дарья Юрьевна   
19.07.2018 18:01

Педагогическое партнерство дошкольной образовательной организации в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.Педагогическое партнерство ДОО и семьи в формировании ценностей ЗОЖ  детей старшего дошкольного возраста

Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза. Возникает насущная необходимость в глубоком переосмыслении сложившихся ранее представлений о методологических подходах к укреплению здоровья людей. Возникают противоречия между потребностью общества в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения с другой. Так же между имеющимися потенциальными возможностями формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе педагогического партнерства ДОО и семьи и отсутствием моделей педагогического партнерства ДОО и семьи в данном аспекте. Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает, в качестве основных, следующие принципы:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми
  • приобщения детей к традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДОО является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм партнерства и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Выполнение этих требований во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.

Одним из требований к реализации программы дошкольного образования является построение партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

Педагогическое партнерство предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости нововведений в партнерские взаимоотношения ДОО с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей, нчиная со старшего дошкольного возраста. Все это позволяет рассматривать методическую работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм партнерских взаимоотношений ДОО с семьей по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.

Партнерство предполагает более активное участие семьи в процессе ДОО.

Чтобы можно было доб݅ить݅ся поставленных целей, необходимо решить ряд задач:

  1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
  2. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.
  3. Активизировать и обогащать воспитательные уме݅ния родителей.
  4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДОО.

В связи с этим, следует выделить принципы организации взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей сре݅ды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в сем݅ье и детском коллективе.

4. Индивидуальный подход.

Он необходим не тол݅ько в работе с детьми, но и в раб݅оте с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чув݅ств݅ова݅ть ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и при݅год݅итс݅я человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, пос݅очу݅вст݅вов݅ать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен нах݅оди݅тьс݅я в режиме развития, а не функционирования, представлять соб݅ой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального сос݅тав݅а родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и нап݅рав݅лен݅ия работы детского сада с семьей.

Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

  • изучение семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы)
  • изучение (посредством анк݅ети݅ров݅ани݅я) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольной организации
  • систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки)
  • обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольной организации.

Для сближения родителей с ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с известными спортсменами. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на формирование ценностного отношения к ЗОЖ.

Реализация модели педагогического партнерства позволяет добиться следующих результатов:

  • создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным
  • достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей
  • снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей
  • признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка
  • повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
  • гармонизация детско-родительских отношений
  • повышение уровня включенности родителей в деятельность ДОО
  • эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов
  • контроль родителей за деятельностью дошкольной организации
  • сотрудничество родителей дошкольного возраста с ДОО

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.

В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровье сберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами наиболее эффективных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает

детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО. Необходимо разработать такие новые формы и методы работы с родителями, которые могли бы отвечать задачам ДОО, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Целью работы с родителями, является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и коррекция их педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. Для этого педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо выстраивать свою оригинальную модель взаимодействия с родителями, направленную на формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Основой модели должно быть не только воспитание физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. создать развивающую среду — пространство самореализации;
  2. помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  3. сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  4. стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
  5. направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  6. формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья. Организуя педагогическое партнерство педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни, необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?» Для достижения поставленной цели, формирования потребности здорового образа жизни воспитанников и их

родителей реализуются следующие формы работы: дни открытых дверей, презентация спортивных достижений членов семьи, совместное участие в спортивных состязаниях, праздниках, оформление информационных стендов, консультационная служба «Семья», туристические походы, прогулки. Таким образом, в результате работы по формированию потребности здорового образа жизни воспитанников и их семей повышается интерес родителей к двигательной активности своих детей, прослеживается динамика роста физических качеств. Снижается процент простудных заболеваний. Становится реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОО, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появляется устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям в сфере физического воспитания, формируется понятие о вредных привычках и негативное отношение к ним. Изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой мной проблеме позволило сделать вывод, что без активного взаимодействия в системе «ребенок — родитель — педагог» невозможно эффективное развитие здорового ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год