Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: И.Н. Гущина А.С. Толокина   
21.07.2018 10:14

СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор:

  • И.Н. Гущина Воспитатель МБДОУ детский сад №7 г. Североморск, Мурманская область

Соавтор:

  • А.С. Толокина Воспитатель МБДОУ детский сад №7 г. Североморск, Мурманская область

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты по вопросам социализации детей дошкольного возраста и опыт работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения по организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах социализации детей дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: социализация, социальные организации, проектная деятельность.

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития [ 1].

Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребенок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребенка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребенок будет адекватен во взаимодействии с окружающими [2].

По мнению ряда авторов [3; 4; 5], детство рассматривается как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса оно отлично тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявлений [4; 6; 5]:

  • адаптации к социальному миру
  • интеграции и принятия социального мира как данности
  • дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.

Анатолий Викторович Мудрик выделяет три группы задач, которые необходимо решать на этапе социализации дошкольника [6]:

  • естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития.
  • социально-культурные-задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.
  • социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребенка.

Дошкольная образовательная организация сегодня рассматривается не просто как организация, оказывающая образовательные услуги, а как открытая образовательная система. Устанавливая взаимоотношения с семьей, она создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника.

Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Дошкольное учреждение и семья – это два звена-водной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции.

Одной из целей моей работы является создание условий для успешной социализации детей в тесном взаимодействии с семьей и социальными организациями.

Задачи работы с детьми:

  • воспитание у дошкольников чувства любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране
  • способствование формированию духовно-нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений
  • воспитание отзывчивости, общительности, дружелюбия, стремления прийти на помощь.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, в том числе активного участия родителей, является технология проектной деятельности.

Свою работу мы начали со знакомства с тем, что наиболее близко детям, с их семьи. Для этого нами был разработан и реализован проект "Страницы семейного альбома". Цель проекта — сохранение и укрепление внутрисемейных связей, обеспечение успешной и полноценной социализации детей в процессе их активного сотрудничества с педагогами дошкольного учреждения, родителями и ближайшими родственниками.

Прежде чем приступить к изготовлению «страниц семейного альбома» мы:

  • побуждали родителей к разговору с детьми об именах, о родственных отношениях между членами семьи
  • инициировали родителей на совместный с детьми поиск и подбор фотографий для оформления странички семейного альбома
  • формировали у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата.

Работая над проектом, дети вместе с родителями оформили страничку семейного альбома.

Эффективность работы по формированию социальной компетентности дошкольника возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. С этой целью в нашей группе был организован ежемесячный выпуск журнала «Лучистые новости». Темы статей журнала освещают те события, которые происходили в группе в течение месяца.

Сам журнал представляет собой настольную перекидную систему, состоящую из информационных панелей формата А4. Для предоставления возможности всем родителям ознакомиться с материалами журнала, он располагается в родительском уголке группы «Солнышко».

Дети и родители очень вдохновились, работая над проектом «Страницы семейного альбома», и наш следующий проект не заставил себя долго ждать. Целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие ребенка, т.е. его личностное развитие как способность к самооценке и самоконтролю своих действий и поступков в ближайшем окружении, которым для ребёнка дошкольника является детский сад. Поэтому следующим нашим проектом стал проект «Наша группа». Проект посвящен проблеме культуры поведения старших дошкольников (формирование культуры взаимоотношений у детей в старшем дошкольном возрасте).

Работая над проектом, основной целью мы ставили формирование у дошкольников необходимых навыков общения, культуры поведения и осознания правил и традиций нашей группы «Солнышко».

Реализация проекта показала повышение осознанности своих эмоциональных проявлений в отношениях со сверстниками и взрослыми, между детьми установились дружеские взаимоотношения.

Итогом проекта стало создание рукотворной книги «Наша группа «Солнышко».

Ребята в нашей группе становились старше. Наблюдая за ними, мы выявили, что дети имеют элементарные представления о своей семье, но не знают о родословной и традициях своей семьи. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в создании проекта «Герб моей семьи», который был вскоре разработан и реализован.

Дети с большим интересом составляли вместе с родителями гербы своей семьи, описывали их. Создание герба своей семьи помогло ребятам глубже понять суть этого символа, узнать историю и традиции своей семьи. Они с удовольствием рассказывали, что обозначает их герб, чем он отличается от других.

Кроме того, в сотворчестве детей с родителями возданы семейные книги «Традиции нашей семьи», которые хранятся в семейном уголке нашей группы. Совместные просмотры этих книг вызывают чувство гордости за свою семью, желание рассказать о близких людях и познакомиться с семьями своих друзей.

Наша группа не смогла пройти мимо такого значимого события, как 70-летие со дня освобождения Кольского заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Мы решили к работе по ознакомлению с историей родного края привлечь семьи дошкольников. Для этого несколько заседаний традиционного для нашей группы Клуба интересных встреч мы посвятили этой теме. Папы наших воспитанников — офицеры, лётчики, рассказали нам о воздушных боях, проходивших во время ВОВ, и о легендарном лётчике, защитнике Кольского Заполярья, Борисе Сафонове и других героях-Североморцах.

Несколько следующих заседаний КИВ мы посвятили профессиям наших родителей. К нам на встречу приходили радист, парикмахер и повар. Ребята с большим вниманием слушали рассказы об особенностях этих профессий, чувствовалась неподдельная гордость за своих родителей, уважение к их мастерству.

Наши воспитанники частые и желанные гости в ГОАУСОН «Специальный дом для одиноких пенсионеров», где мы показываем концертные и театрализованные программы одиноким пожилым людям и детям с ограниченными возможностями здоровья. Они, в свою очередь, с удовольствием приходят в детский сад с ответным визитом со своими историями, песнями, загадками. Так же дошкольное учреждение осуществляет инклюзивное образование – включение детей с особыми возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Основной принцип нашей работы: все дети должны играть и учиться вместе, независимо от их физических возможностей и проблем со здоровьем. Подобное общение обогащает внутренний мир дошкольников, учит уважению к старшим, внимательному отношению, милосердию.

Кроме того, старшие дошкольники не забывают о малышах: изготавливают своими руками маленькие «подарки» для них, учат детей играть. Периодически устраивают театрализованные или кукольные представления. Такая работа позволяет детям понять, что такое добро, забота, дает возможность почувствовать, как приятно дарить радость.

Среди сотрудничества с учреждениями культуры хочется отметить посещение нашими детьми со старшей группы детской библиотеки и детской художественной школы. Сотрудники библиотеки готовят для детей интересные выставки детской художественной литературы и беседы о духовно-нравственных ценностях, которые учат состраданию, дружбе, доброжелательности. Юные актеры театральной студии детской художественной школы приглашают наших воспитанников на удивительно добрые, красочные и познавательные для дошкольников спектакли, приобщающие к православным праздникам: «Рождественское представление Вертеп» и «Петрушка и волхвы».

Мы с ребятами и родителями нашей группы являемся активными участниками благотворительных акций, проходящих в нашем городе Североморске. Регулярно в нашем городе проходит акция «Добрый Североморск», которая призвана возрождать традиции милосердия в нашем обществе. Родители активно включились в эту акцию, принесли много игрушек в дар детям из детских домов. Ежегодно в городе проходит акция «Спаси ребёнка», участие в которой стало для нашей группы традиционной. Родители являются активными участниками этой акции: готовят номера для благотворительного концерта для сотрудников и детей детского сада. Такая работа помогает формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

15 мая 2017 г по инициативе Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» в рамках проведения Единого урока «Семья и Отечество в моей жизни», совместно с родителями нами были проведены встречи «Моя семья – это 7 Я», творческие семейные выставки «Наши увлечения».

Наблюдения за взаимоотношениями и общением детей в различных видах деятельности, а также в специально созданных проблемных ситуациях, показало, что наша работа в данном направлении дает заметные результаты. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т. д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т. е. ребёнок должен стать частью социума. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ от 17 октября 2013г. № 1155: [утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013г. № 466, от 5 августа 2013г. № 661]. — 30 с. — С. 7. —
  2. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т.- Т.4: Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. -С. 243-386
  3. Галагузова, М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б. Социальная педагогика: курс лекций.: Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 416 с.
  4. Кон, И.С. Ребенок и общество. М.: Академия. 2003. 138с.
  5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Академия, 1998. 54с.
  6. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма. Сентябрь, 1997. 96 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год