Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.
Педагогика
Автор: Бардеева Татьяна Сергеевна   
08.11.2016 22:40

Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

Бардеева Татьяна Сергеевна, воспитатель АНО ДО «Планета Детства «Лада» №63 «Весняночка»; г. Тольятти, Самарская область

Актуальность: Важной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования на данный момент активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Ключевые слова: качество дошкольного образования; подходы управления качества образования ДОУ; методологические подходы к оценке качества ДОУ; функции оценки качества ДОУ; объекты, субъекты и предмет оценки.

 

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, которая отражает степень соотношения реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Задача повышения качества дошкольного образования предоставляется весьма современным, в актуальных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует осуществления управленческих решений на разнообразных уровнях системы дошкольного образования.

Политика преобразования в системе дошкольного образования выявила проблему повышения качества дошкольного образования. Формирование современного общества представляет современные требования ко всем образовательным учреждениям, к основанию в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию существованию основных и дополнительных программ, к фактам и эффективности их деятельности.

Концепция дошкольного образования предполагает собою многофункциональную линия дошкольных образовательных учреждений, которая ориентирована на потребности сообщества и предоставляет многообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и личных особенностей формирования дошкольника.

Одним из главных направлений формирования концепции дошкольного образования нашей области считается: повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики Российской Федерации.

На современном этапе формирования общества повышение качества дошкольного образования важно осуществлять по таким направлениям как:

  • развитие содержания дошкольного образования в согласовании с современными тенденциями формирования образования, с учетом федеральных государственных условий
  • стимуляция креативных и личностных возможностей воспитателей
  • введение менеджмента в работу руководителя ДОУ.

ФГОС характеризуют новейшее понимание о содержании и организации дошкольного образования, а конкретно:

  • комплекс образовательных областей
  • развитие единой культуры, формирование свойств, развитие предпосылок учебной деятельности, которые обеспечивают общественную благополучность
  • комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в коллективной работе взрослого и ребенка (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в процессе режимных моментов), независимой деятельности ребенка, в содействии с семьями дошкольников.

Следовательно, предъявляются новейшие условия к обеспечиванию устойчивого функционирования и формирования дошкольного учреждения. Важным инструментом, который обеспечивает урегулирование данных действий, считается образовательная программа.

Оценка качества результатов образовательного процесса на данный момент считается наиболее значимой темой.

Качество образования расценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих сотрудников, мониторинга. Эта концепция нацелена в первую очередь на оценку образовательных условий, а никак не на эффективность дошкольного образования, характеризуемую степенью и динамикой формирования детей. Аспектами качества считаются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности воспитателя с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольником, а кроме того к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Можно отметить два подхода к управлению качеством образования в ДОУ:

  • через управление педагогическим процессом и его составляющими
  • через личностные субъективные аспекты в системе управления.

Таким образом, управление качеством образования в ДОУ требует специальных подходов, нестандартных решений, которые в полной мере имели бы возможность принимать во внимание характерные черты воспитательно-образовательной среды, требования и необходимости родителей и других социальных партнеров ДОУ. Появляется потребность в разработке модели оценки качества дошкольного образования.

Форма оценки качества дошкольного образования охватывает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, которые позволяют осуществлять нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Повысить качество дошкольного образования можно с помощью комплексного использования основных методологических подходов к оценке качества ДОУ.

  1. Аксиологический подход — к оценке учитывает исследование ценностей, какие считаются причиной в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу сегодняшней государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования возложены мысли гуманизации, по этой причине главной профессионально-педагогической ценностью при установлении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает дошкольник.
  2. Социокультурный подход — в оценке качества образования в ДОУ обусловливается характером взаимодействия дошкольников со взрослыми, с другими ребятами, с предметно пространственным обществом. Расценивается степень независимого действия и его умение регулировать ежедневные жизненные ситуации; общественная грамотность в общении с другими ребятами и взрослыми.
  3. Компетентностный подход — представляется перспективным, так как в контексте нынешних взглядов о цели образования основные компетентности считаются важными для дошкольников и закрепляют уровень их готовности к введению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках предоставленного подхода исполняется раскрытие уровня освоения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а кроме того методы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его оценка к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное использование охарактеризованных подходов создает проблему оценивания и измерения развития дошкольника принципиально разрешимой и дает возможность заинтересовывать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независящих субъектов оценки.

Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это комплекс взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.

Формируя проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт концентрирует свой интерес на соотношении оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.

Функции оценки качества дошкольного образования:

  1. Инструктивно-методическая функция состоит в формировании регламентов оценки учреждений различных форм, реализующих программы дошкольного образования.
  2. Контрольная функция содержит проведение оценочных упражнений в отдельных образовательных учреждениях и организациях.
  3. Аналитическая функция содержит сбор и анализ информации согласно ДОУ, построения в данной основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».
  4. Информационная функция может разрешить три задачи.

Во-первых, материал адресован педагогическому сообществу с целью развития современных взглядов о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, материал адресован родителям, для которых он может стать основой для подбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может быть координация усилий ДОУ и школы.

Объекты, субъекты и предмет оценки:

Во время оценки качества образования важно четко понимать, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет).

В предоставленной взаимосвязи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Весь комплекс подходов к выделению характеристик оценки можно представить последующими пятью кластерами:

  1. Образовательная деятельность. Дается оценка уровню качества образовательных программ и их методическому обеспечению, содержание которых дает возможность воспитателям строить воспитательно-образовательный процесс в согласовании с актуальными требованиями и степенью развития общества и единовременно без лишней нагрузки для дошкольников.
  2. Развивающая среда. Дается оценка уровню обогащения предметно-пространственной среды, нагрузка которой обеспечивает дошкольнику возможность для саморазвития. Показателями считаются количественное соответствие «воспитатель – дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, характерные черты здания, в котором пребывают дошкольники.
  3. Психологический комфорт ребенка. Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Дается оценка уровню обеспечения психологического комфорта дошкольника в образовательном учреждении для сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее эффективными характеристиками поведения воспитателя, который обеспечивает качественное сопровождение, считаются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.
  4. Здоровьесберегающая деятельность. Хорошая оценка физического контекста жизни дошкольника в учреждении обусловливается не численностью предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, позволяющие построить процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы дошкольник смог принимать учасие в образовательной деятельности без лишнего физического и психического напряжения, которое подрывает здоровье.
  5. Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Следовательно, можно отметить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, определяюще качество дошкольного образования:

  • обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду
  • готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития
  • ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования
  • удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Разрешение трудностей повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Значимым условием объективности считаются регулярность и систематичность процедур сбора и экспертизы информации о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Следовательно, качество определяется как системное образование, которое формируется у дошкольника в ходе усвоения основных общеобразовательных программ дошкольного образования, которая является показателем его формирования в личностном, интеллектуальном и физическом планах и, которое способствует самостоятельному решению дошкольником жизненных задач, адекватных возрасту.

Используемая литература:

  1. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) / под редакцией А.А. Майер. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 95 с.
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544н «Профессиональный стандарт».
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года №08‐10 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: М.: Центр педагогического образования, 2014. – 31 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год