Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование игровых методов при обучении дошкольников.
Педагогика
Автор: Айталиева Айгуль   
22.04.2015 16:41

Использование игровых методов при обучении дошкольников.Использование игровых методов при обучении дошкольников.

Обучение дошкольников осуществляется при непосредственной образовательной деятельности. Здесь дети приобретают необходимые знания, умения и навыки. Психологические и педагогические исследования показывают, что введения игровых методов и приемов повышают эффективность обучения. И в практике игровые приемы находят широкое применение. Однако следует отметить, что до настоящего времени не создана научно обоснованная система их использования.

Бытует мнение, что игровой прием способен не только заинтересовать ребенка любого возраста, но и повысить качество его работы. Однако наблюдения показывают, что многие приемы носят лишь развлекательный характер и не связаны с решением воспитательных и познавательных задач. Например, воспитатель вносит в непосредственную образовательную деятельность куклу, которая предлагает детям отгадать загадку про ежика, а затем нарисовать его. В этом случае кукла является лишь развлекательным моментом.

 

Таким образом, вопрос о путях продуктивного использования игровых приемов в процессе обучения дошкольников продолжает оставаться актуальным.

Игровые методы и приемы, используемые на занятии, должны соответствовать уровню развития игры детей данного возраста.

Михайленко и Короткова выделяют 3 основных уровня развития игры.

  1. Уровень игрового действия. В центре игры находятся действия, направленные на воображенное преобразование объектов окружающей действительности, выполняемые с помощью предметов – заместителей (ребенок «причесывает» себя или куклу палочкой, «пилит» дощечку карандашом и др.) и дающие воображаемый результат.
  2. Уровень ролевого взаимодействия. Ребенок, приняв определенную роль, начинает взаимодействовать с носителями дополнительных или параллельных ролей (в роли врача беседует с матерью «больной» куклы или другим врачом), и на первый план постепенно выступают не игровые действия с предметами, а ролевой диалог.
  3. Уровень сюжетосложения. Игра развертывается вокруг различных выдуманных событий, происходящих с самим ребенком (он летит на Луну и встречает там Карлсона, который не может улететь из – за поломки аппарата).

Доля игровых моментов при обучении детей разных возрастов должна быть различной. В младшем дошкольном возрасте они должны применяться максимально в процессе всего занятия. А при обучении старших дошкольников игровые приемы используются меньше. В соответствии с вышеизложенным разработали систему игровых приемов при обучении детей четвертого года жизни. Опираясь на психологические исследования, особое значение придавали созданию игровой мотивации, которая должна не только побуждать детей овладевать программным содержанием. Но и обеспечивать их направленное воспитание. Многие используемые на практике приемы нацелены на создание у ребенка игровой мотивации. Например, для матрешки надо сделать платочек или фартучек. Чтобы это выполнить, ребенок должен овладеть программным содержанием – научиться рисовать красивые узоры на платочке. Однако наблюдения показали, что создаваемая таким способом мотивация не побуждает детей к активной работе в непосредственной образовательной деятельности. Причины здесь различные. Видимо, дело в том, что дети четвертого года жизни не склонены активно действовать, если потребности игровых персонажей их не затрагивают. И чтобы вызвать желание сделать что-то для игрового персонажа, надо показать ребенку, что персонаж, действительно, помощи и нуждается в его участии.

Простое и короткое описание затруднительного положения, в которое по тем или иным причинам попадает персонаж, вызывает у детей младшего дошкольного возраста сочувствие и готовность оказать помощь.

Поэтому для создания у ребенка действенной игровой мотивации необходимо поставить его в позицию единственного помощника или защитника.

Ребенок, чтобы помочь кукле или спасти воображаемого ежика, совершает определенные усилия. Это приучает у детей не только сопереживать трудностям и горестям других, но и предпринимать реальные, доступные им действия. Хотя беды, в которые попадают вымышленные персонажи, и являются воображаемыми, усилия, которые ребенок должен совершать, чтобы помочь им, вполне реальны и требуют определенного напряжения, терпения и труда.

Авторы предлагают следующий путь создания мотивации. Ребенку рассказывать о персонаже, который попал в сложное положение из-за отсутствия определенного предмета. При этом необходимо вызвать сочувствие к данному персонажу и желание помочь ему. Создав игровую мотивацию (например, вызвав у каждого ребенка желание доставить радость своей любимой игрушке), воспитатель ставит перед детьми игровую задачу угостить кукол. Однако для этого дети сами должны приготовить угощение. Тогда воспитатель ставит учебную задачу – научиться лепить яблоки или лепешки — помогает детям овладеть соответствующими изобразительными умениями. Важно, чтобы учебная задача подчинялась игровой и была тесно с ней связана. Как только ребенок создаст какой-либо предмет, воспитатель побуждает его совершать с ним игровое действие – накормить куклу. Итак, проведенная работа показывает, что эффективное использование игровых приемов с детьми младшего дошкольного возраста предполагает:

  • специальную работу воспитателя по созданию игровой мотивации
  • постановку перед детьми сначала игровой, а затем учебной задачи, которая подчинена игровой
  • показ способов решения учебной задачи
  • осуществление игровых действий с полученными на занятиях результатами.

Очень важно, чтобы каждый ребенок имел «свою» игрушку, так как только в этом случае он может совершать с ней определенные игровые действия. Такой подход предполагает изменение в формах и методах руководства работой детей в непосредственной игровой деятельности. А именно: все исправления, доделки осуществляются ребенком не по указанию взрослого, а по «просьбе» того персонажа, которому ребенок в данный момент «помогает». Например, рисуя перекладины для необходимой зайчонку лесенки, дошкольник ограничивается 2-3 линиями. Если воспитатель считает нужным, чтобы ребенок еще поупражнялся в изображении горизонтальных линий, то он должен не сам, а от лица зайчонка попросить сделать еще несколько ступенек, чтобы тот мог подняться выше. Поскольку ребенок овладевает новыми знаниями и умениями в игровой форме, ему надо дать возможность поиграть, используя при этом полученный на занятии результат. Иначе сделанная работа теряет для него смысл. Таким образом, начавшись с игры, непосредственная образовательная деятельность заканчивается игрой.

Такая форма организации занятий способствует и развитию игровой деятельности. Выдвигаемые принципы использования игровых методов в непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста позволяют существенно повысить эффективность обучения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год