Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья "Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении"
Педагогика
Автор: Максименкова Зоя Анатольевна   
06.06.2016 20:03

Статья Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учрежденииСтатья "Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении"

Реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ. Ориентированная на разные возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.

 

В ФГОС утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

Помимо веяний времени было проведено анкетирование среди детей и родителей воспитанников нашего МАДОУ, которое дало такие результаты:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края
  • у 80 % родителей нет возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются ответить на элементарные вопросы об истории города, края
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Такие результаты были отправной точкой в необходимости выстроить работу в данном направлении, наполнить ее необходимым содержанием.

Введение регионального компонента направлено на решение основных целей:

  • обновление содержания образования
  • овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона
  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

В рамках их реализации каждый педагог строит свою работу с учетом принципов педагогического процесса, таких как:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
  • постепенный переход (от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам) и других.

Представления о малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности и обеспечивает реализацию, интеграцию всех образовательных областей.

Для эффективной реализации региональной составляющей необходим ряд педагогических условий таких как:

  • подготовка педагогического коллектива, ведь педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, педсоветы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада
  • создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Но если в группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания с фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и пр., то в группах старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания с экспозициями «Дружба народов», «Русская изба», национального костюма народностей, проживающих в Кузбассе; полочка красоты для изделий и предметов декоративно-прикладного искусства. В уголках разнообразие игр, макетов, гербариев, карт, альбомов, книг о родном крае, фотографий и пр.
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума. Для воспитанников проводятся различные тематические выставки, экскурсии, развлекательные программы, тематические беседы. Особо хочу отметить работу с центром туризма и экскурсий – совместно реализуем программы «Сибирячок — здоровячок» (туристические соревнования, прогулки, спортивные праздники), «Веселый рюкзачок» (изучение родного края, экологические мини-проекты, ориентирование)
  • взаимодействие с родителями (тематические родительские собрания и консультации, наглядно-информационные формы, интересно проходят совместные досуги, праздники, дни открытых дверей).

Традиционными стали выставки рисунков, поделок совместного детско-родительского творчества и пр. Но наиболее эффективным методом вовлечения родителей в данный вид работы стал метод проектов. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и помимо проектов, которые предлагали мы, стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях «Наши увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».

  • работа с воспитанниками. Региональное содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности, их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач в соответствии с годовым, перспективным планами

Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более близкого, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш район, город, поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Дети знакомятся с историей района, города, его достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей и т.д.

В группах для детей с различными нарушениями речи также ведется работа по ознакомлению дошкольников с малой Родиной на основе рабочих тетрадей, разработанных логопедами. Рабочая тетрадь — это «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Все предлагаемые темы в тетради связаны между собой логически и представляют вместе с тем целостный образ города.

Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:

  • Первое направление: природно-климатические особенности родного края
  • Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края
  • Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений
  • Четвертое направление: символика края

Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его.

В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год