Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Педагогика
Автор: Кузнецова Венера   
24.03.2015 12:51

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение прогимназия № 677 Выборгского района Санкт-Петербурга

Автор: Кузнецова В.Б. Воспитатель детей дошкольного возраста Санкт-Петербург 2014 г.

Целью программы является формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников, а именно умение понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно поступать в эмоциональных ситуациях и снимать собственные негативные эмоции социально приемлемыми методами.

Программа рассчитана на 1,5 месяца.

Скачать конспект

Пояснительная записка.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников — это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями ( «полевого поведения») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения (Леонтьев А.И., 1995). Наблюдая за внешними эмоциональными проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним.

Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости.

Данная программа позволяет ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и научить адекватно на него реагировать.

Цель программы – формирование адекватного эмоционального восприятия у детей 5 — 7 лет.

Основные задачи.

  1. Развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ним физические ощущения.
  2. Обучить словесной передаче своего эмоционального состояния.
  3. Развитие способности делиться своими переживаниями.
  4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  5. Обучить навыкам саморегуляции и адекватного отреагирования эмоций.
  6. Научить снимать собственные негативные эмоции социально приемлемыми методами.
  7. Формировать у детей доброжелательное поведение.
  8. Развивать чувство собственной значимости.

Занятия проводятся с подгруппой детей, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия 25-30 минут. Предполагается, что занятия проводятся с группой детей, которые рассаживаются в кружок на ковре или на стульчиках. Психолог располагается вместе с детьми в круге.

В качестве основных методов и приемов на занятии используются: психогимнастика, обыгрывание эмоционального состояния, обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них, элементы групповой дискуссии, психологические этюды. В работе с детьми используется также метод арт-терапии. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.

Таким образом, в программе используются разнообразные формы и методы организации работы детей, которые позволяют раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.

Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным.

Содержание занятий представлено в Приложении.

В соответствии с системой предложенной работы ребенок входит в сложный мир человеческих эмоций, «проживает» определенное эмоциональное состояние, объясняет, что оно обозначает, и учиться адекватно на него реагировать. Наиболее полезны эти занятия для детей, которых слишком сильно наказывают. Важным при этом является то, что мы не столько обучаем ребенка, сколько даём ему возможность рассказать о своих переживаниях.

Именно общение с родителями позволяет детям в наибольшей мере обучаться узнаванию эмоций других людей, говорить о них и адекватно вести себя в эмоциональных ситуациях. Поэтому предполагаемое взаимодействие детей, родителей и воспитателей будет способствовать продуктивности данной работы.

Таким образом, предполагаемый результат внедрения данной программы:

  • развитие способности узнавать эмоции других людей и адекватно реагировать в эмоциональной ситуации
  • снижение вероятности нарушения адаптации в ДОУ (при поступлении в школу);
  • снижение вероятности конфликтных взаимоотношений родителей и детей.

Приложение

Занятие 1. «Наказание».

Цель: снять напряжение, которое формируется у ребенка при неадекватной системе наказания дома и научить его вести себя так, чтобы оно вновь не возникало.

1. Игра «Снежный ком».

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

Дети становятся в круг, ведущий берёт мячик, и кидает одному из детей, он называет своё имя, затем следующему, который, помимо своего имени называет имя предшествующего и т.д.

2. Беседа.

Цель: выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства других людей.

Скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое «наказание»? А что такое наказание? За что, обычно, наказывают детей?» Что вы чувствуете, когда вас наказывают? Будет полезнее для детей, если психолог попросит ответить на этот вопрос каждого ребенка, Говоря о своих чувствах, ребенок снижает интенсивность переживания. Как вы думаете, что чувствуют ваши родители при наказании? Обращается внимание детей на то, что их родителям также плохо в этот момент.

3. Упражнение.

Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.

Дети прослушивают песню «Улыбка», во время которой могут танцевать, кружиться по залу. По окончании песни дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и, молча, дарят самую добрую улыбку по очереди.

4. Игра «Угадай эмоцию».

Цель: ознакомление детей с эмоциями, учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций (злость, грусть, боль, вина и т.д.). Дети по очереди берут любую карточку, не показывая её остальным. Задача ребёнка – узнать эмоцию и изобразить её с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребёнок. Затем всем детям предлагается подумать, почему может возникнуть данная эмоция в момент наказания.

5. Упражнение «Понимаем друг друга».

Цель: развивать умение учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы другого человека.

Ребята, а как мы можем узнать о чувствах родителей в момент наказания? Выслушав мнение детей, психолог подводит итог, что если мы будем делиться своими чувствами, то будем лучше понимать друг друга. Возможно, тогда и наказания будут реже.

Закончить занятие можно, предложив детям, спросить друг у друга, что они чувствуют в данный момент.

Занятие 2. «Страх».

Цель: научить опознавать страх, снимать напряжение социально приемлемым способом.

1. «Рукопожатие».

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

Нужно отставить в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно передвигаться по помещению. Предложить детям свободно ходить по комнате и приветствовать каждого встречного рукопожатием. В это время они должны произнести только свое имя. Следить за тем, чтобы все дети поздоровались друг с другом.

2. Беседа с детьми.

Цель: научить ребенка опознавать чувство страха, адекватно реагировать на него.

На ковре раскладываются сюжетные картинки с изображением чувства страха. Каждый ребёнок берёт по одной картинке и рассказывает, что на ней изображено. Что заставило персонажа испугаться? Как ты узнал, что он испугался? А ты бы испугался в данной ситуации?

Можно предложить детям изобразить испуганного персонажа.

3. Прослушивание музыки.

Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.

Дети рассаживаются на ковре как им удобно и закрывают глаза. Психолог предлагает детям расслабиться, послушав плавную, спокойную музыку.

4. «Рисуем страх».

Цель: развитие умения справляться со своими страхами.

Понадобится бумага А4, фломастеры, карандаши. Часто дети выражают желание рисовать красками.

Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он? Детям предлагается нарисовать свой страх.

5. Упражнение «Коробка переживаний».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Психолог предлагает детям отправить коробку по кругу, чтобы собрать рисунки детей с изображением страха. Когда дети кладут свои рисунки в коробку им нужно сказать о своём страхе (можно шепотом). Потом дети все вместе заклеивают коробку, затем психолог уносит её и говорит, что вместе с ней унёс все страхи детей и их неприятные переживания. После этого психолог просит детей рассказать, что они чувствуют в данный момент.

Занятие № 3. «Боль».

Цель: научить опознавать боль, снимать напряжение социально приемлемым способом.

1. «Здравствуйте!».

Цель: развитие экспрессии, создание положительного эмоционального состояния.

Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Предложить детям произнести слово «здравствуйте» по-своему. Если дети затрудняются, психолог первым предлагает вариант приветствия.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать боль и вести себя в соответствующей ситуации.

Сегодня мы будем говорить о боли. Что такое «боль»? Когда бывает больно? Что может причинить человеку боль? Изобразите лицо человека, которому больно.

3. Упражнение «Сюжетные картинки».

Цель: умение определять эмоциональные состояния других людей, развитие эмпатии.

На ковре раскладываются картинки с разными сюжетами (мальчик упал, девочку ударилась и т.д.). Каждому ребёнку нужно выбрать по одной картинке и рассказать, что на ней изображено.

4. Игра «Дождь в лесу».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.

«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

5. Упражнение «Вкусные конфеты».

Цель: развитие стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций чувств другого, построения своего поведения в соответствии с ними (на примере сочувствия).

Ребята, чем мы можем помочь человеку, которому больно? (пожалеть, посочувствовать, сделать ему что-нибудь приятное, поднять настроение).

Чтобы поднять настроение человеку, которому больно, можно предложить ему что-нибудь сладкое, например, конфеты. Детям предлагается поиграть в игру. Психолог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.

Занятие № 4. «Обида».

Цель: научить опознавать обиду и вести себя в соответствующей ситуации.

1. «Приветик».

Цель: развитие экспрессии, создание положительного эмоционального состояния.

Психолог здоровается с детьми с разным настроением и просит их угадать это настроение. Затем каждый ребенок выбирает себе настроение и здоровается со всеми.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать обиду.

Ребята, что такое «обида»? Когда человек может обижаться? А как выглядит, человек, который обижается?

Детям предлагается поиграть в игру «Брось мяч и скажи свою обиду», чтобы понять, на что обижаются дети-дошкольники.

3. Упражнение «Дарю цветок».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: Жил – был цветок. Однажды он проснулся оттого, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа).

4. Упражнение «Что делать, если тебя кто-то обидел?».

Цель: умение детей адекватно реагировать в случае обиды.

На ковре раскладываются сюжетные картинки с изображением ситуации обиды. Каждый ребенок берет по одной картинке и рассказывает, что на ней изображено. Всем детям предлагается подумать, как можно справиться с обидой. Как вести себя, если тебя кто-то обидел? Как можно исправить ситуацию, если ты кого-то напрасно обидел?

5. Упражнение «Я рисую обиду».

Цель: развитие стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций чувств другого, построения своего поведения в соответствии с ними.

Детям рисуют ситуацию обиды. После чего проводится обсуждение рисунков детей, как можно исправить сложившуюся ситуацию.

В конце занятия дети разыгрывают небольшие инсценировки «Ты обиду не держи, поскорее расскажи!», «Попроси прощения».

Занятие № 5. «Злость».

Цель: научить опознавать злость, адекватно реагировать на чужую агрессию, снимать напряжение социально приемлемым способом.

1. «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния.

Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

  1. хлопок — здороваемся за руку;
  2. хлопка — здороваемся плечиками;
  3. хлопка — здороваемся спинками.
  4. Беседа с детьми.

Цель: научить опознавать злость.

Скажите мне, пожалуйста, вы когда-нибудь злились? Как выглядит тот, кто злится? Дети изображают человека, когда он злится. Что происходит с лицом при этом? Ощупайте свое лицо. Лицо напряжено или расслаблено? Тело напряжено или расслаблено?

Детям для изображения злости предлагается пантомима: «Я рассердился, я просто зол, как Серый волк, которому не досталась Красная шапочка!».

3. Упражнение «Ветерок».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает им превратиться в ветерок: «Утром ветерок проснулся и увидел, что день сегодня теплый солнечный. И ветерок закружился плавно, ласково и чуть слышно. Но вот погода испортилась. Сгустились темные тучи, закапал дождь, поднялся страшный ветер… и прогнал тучи. На небе снова выглянуло солнышко, и ветерок успокоился».

4. Продолжение беседы «Примеры ситуаций»

Цель: научить опознавать злость и вести себя в соответствующей ситуации.

Найдите разозлившегося человека (рассматривание рисунков с различными эмоциями). Найдите разозлившегося ребёнка среди этих изображений. Почему он злится? Как ведет себя затем тот, кто злится? Из-за чего бывает, что злитесь вы? Детям предлагаются примеры ситуаций для инсценировки, например, «Что нужно делать, если тебе не дают игрушку?».

5. Упражнение «Справимся со злостью».

Цель: научить ребенка владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на чужую агрессию, снимать напряжение социально приемлемым способом.

Психолог рассказывает детям, что злость можно использовать и по-другому: «Попробуйте изо всех сил разозлиться. Напрягите все тело и держите это напряжении. Не расслабляйтесь. Напрягаемся, напрягаемся. А теперь медленно опускаем плечи, руки, расслабляем каждую частицу тела. Вы чувствуете, как напряжение спало и вам стало очень спокойно. Если в следующий раз вы начнете злиться, попробуйте так перенапрячься, а потом расслабиться. Вы почувствуете, как вся злость уйдет. Это значит, что вы научились владеть своими чувствами».

Занятие № 6. «Грусть».

Цель: научить опознавать грусть и вести себя в соответствующей ситуации.

1. Упражнение «Назови себя ласково».

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

Дети сидят в кругу. Психолог кидает каждому ребёнку мяч и просит назвать себя ласково.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать грусть.

Сегодня мы будем говорить о грусти. По вашему мнению, что такое «грусть»? А вы знаете, как выглядит грустный человек? Покажите мне. Какие части лица участвуют в этом поведении? Есть улыбка на губах? Есть ямочки на щечках? Есть искорки в глазах? А как выглядят плечи? (они опущены) А голова опущена или поднята вверх? (склонена вниз).

Обобщая ответы, психолог говорит, что грусть человека выдает вся его поза. Мы можем сказать, что человек – понурый. Дети изображают «понурую» позу.

Далее он показывает фотографии или картины, на которых есть разные эмоции, и просит детей указать на те, где представлена грусть.

3. Упражнение «Самоуважение».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети садятся поудобнее и закрывают глаза. Психолог: «Вздохните три раза глубоко. Теперь отправьтесь мысленно в то место, которое считаете самым замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы видите там? Что слышите? Как там пахнет? Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми. Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими. Послушайте, что они скажут. Поговорите с человеком, который к вам пришел. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится. Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза.

Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек?

4. Этюд «Гадкий утенок».

Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

Ребята, а когда бывает грустно? После ответов детей, психолог предлагает послушать отрывок из рассказа: «На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!». Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей».

Как вы думаете, что чувствует утёнок? Почему ему грустно? После обсуждения, дети изображают грустного утёнка.

5. Упражнение «Как следует поступать, если кому-то грустно».

Цель: научить опознавать грусть и вести себя в соответствующей ситуации.

Ребята, а как следует поступать, если кому-то грустно? (Маме, папе, другу). Далее можно попросить детей рассказать о том, какие ситуации с грустью были у них дома, а также с друзьями. Затем детям предлагается нарисовать «Как я поступлю, когда кому-то будет грустно?». В конце занятия рисунки детей обсуждаются.

Занятие № 7. «Стыд».

Цель: научить опознавать чувство стыда и вести себя в соответствующей ситуации.

1. Упражнение «Прогноз погоды».

Цель: выявление эмоционального состояния каждого ребёнка вначале занятия.

Каждый ребенок берет лист бумаги, карандаши и делает рисунок, соответствующий его настроению. Человек может показать, что у него сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а для кого-то, может быть, уже вовсю светит солнце.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать стыд.

На ковре раскладываются фотографии с разными эмоциями и предлагается детям назвать их. Вслед за этим психолог говорит, что есть еще другие переживания. Например, знают ли дети, что такое стыд? При стыде, человеку неприятно, что другие люди узнают о том, что он поступил плохо. Как выглядит человек, которому стыдно?

3. Упражнение «Полный покой души».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети садятся поудобнее и закрывают глаза. Психолог предлагает детям вспомнить приятное событие, те ощущения, которые они при этом испытывали. «Настройтесь на состояние полного покоя души и постарайтесь находиться в этом состоянии как можно дольше. Запомните это состояние, чтобы в следующий раз, когда вы начнете испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнить эти ощущения и войти в них снова».

4. Этюды «Кто съел варенье?», «Кот Васька».

Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

«Кто съел варенье?» Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?». Мальчику стало стыдно за свой обман.

«Кот Васька» Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Детям обсуждают, предложенные психологом ситуации, а также проигрывают их.

5. Упражнение «Как избежать неприятных чувств».

Цель: научить опознавать чувство стыда и вести себя в соответствующей ситуации.

Что нужно сделать, чтобы перестать испытывать эти неприятные чувства? Нужно обязательно извиниться. Какими словами люди извиняются?

Психолог обращается ко всем детям: «Кто хочет рассказать о том, как ему было стыдно, и как можно было извиниться в этом случае?» Выслушивается не только рассказ ребенка о том, что произошло, но и рассматривается то, как была разрешена ситуация и как лучше было ее разрешить. Если дети отказываются делиться своим опытом, то психолог обсуждает с детьми наиболее типичные ситуации: ребенок обманул взрослого и не знает, как выйти из ситуации; что-то было испорчено и т.д.

В конце занятия психолог подводит итог: «Итак, ребята, теперь вы знаете, что чувство стыда человек испытывает, когда боится, что другие узнают о его плохом поступке. Чтобы избавиться от этих неприятных чувств, нужно извиниться перед человеком, которому мы нанесли вред и попытаться исправить ошибку».

Занятие № 8. «Вина».

Цель: научить опознавать чувство вины и вести себя в соответствующей ситуации.

1. Игра «Клубочек».

Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния.

Дети садятся в круг, психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку.

Если психолог вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать вину.

Занятие можно начать с повторения того, что уже было пройдено. Психолог: «Мы с вами разбирали разные чувства, которые испытывают люди. О чем мы уже говорили?» После ответов детей психолог задаёт следующий вопрос: Ребята, а знаете ли вы, что такое вина? При чувстве вины мы испытываем угрызение совести, даже если никто не знает об этом. Как выглядит человек, который испытывает чувство вины?

3. Упражнение «Цветок».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».

4. Игра «Что было бы, если бы…».

Цель: обучить словесной передаче эмоционального состояния.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

5. Упражнение «Как избежать чувства вины».

Цель: научить опознавать чувство вины и вести себя в соответствующей ситуации.

Что нужно сделать, чтобы перестать испытывать это неприятное чувство? Нужно обязательно извиниться. Давайте с вами вспомним, какими словами люди извиняются?

Психолог обращается ко всем детям: «Кто хочет рассказать о том, как он испытывал чувство вины, и как можно было извиниться в этом случае?» Выслушивается не только рассказ ребенка о том, что произошло, но и рассматривается то, как была разрешена ситуация и как лучше было ее разрешить. Если дети отказываются делиться своим опытом, то психолог обсуждает с детьми наиболее типичные ситуации: случайно что-то было разбито; что-то было испорчено и т.д.

В конце занятия психолог подводит итог: «Чувство вины возникает тогда, когда нас мучают угрызения совести за совершенный проступок вне зависимости от того, узнает об этом кто-нибудь или нет. Чтобы избавиться от этого неприятного чувства, нужно извиниться перед человеком, которому мы нанесли вред и попытаться исправить ошибку».

Занятие № 9. «Месть».

Цель: показать неэффективность мести и научить защищаться, не переходя на месть.

1. Упражнение «Волшебная подушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния

Психолог: «Я принес волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно его слушать».

2. Беседа.

Цель: обогащение знаний детей о «мести».

Ребята, вы знаете, что такое «месть»? Как поступает человек, который мстит? Обобщение психолога: «Когда говорят, что кто-то мстит кому-то, то имеют в виду, что на злой поступок человек также отвечает злым поступком. Вас кто-то ударил, и вы тоже ударили. У вас кто-то отобрал игрушку, а вы у этого ребенка тоже отбираете игрушку. Вы так поступаете?»

«Можно ли ударить ребенка или другого человека просто так?» Человек не имеет право делать так по отношению к другому человеку. Такое поведение называется плохим и осуждается.

3. Упражнение «Прекрасный сад».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети садятся в круг. Психолог предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше детям предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Затем психолог предлагает детям полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее — у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

4. Продолжение беседы «Примеры ситуаций».

Цель: показать неэффективность мести и научить защищаться, не переходя на месть.

Что делать, если кто-то ударил вас? Выслушав ответы детей, психолог предлагает несколько ситуации для обсуждения: «Другой ребенок может ударить вас нечаянно, например, он сам падал, и натолкнулся на вас. Или он кидал мяч кому-то, но промахнулся и попал в вас. Как в этом случае лучше поступать?». «Кто-то вырвал из ваших рук машинку, которой вы играли. Что нужно делать в этом случае?».

Психолог подчёркивает в ответах детей, что мы можем только отстаивать свои права, но не должны нарушать чужие права.

Психолог заканчивает обсуждение выводом: мы должны защищать себя. Но, защищая себя, мы не должны мстить, то есть поступать также плохо, как тот человек, который попытался это сделать с нами.

5. «Рисуем настроение».

Цель: выявление эмоционального состояния каждого ребёнка по окончанию занятия.

Дети выполняют рисунок на тему «Мое настроение сейчас», поясняя их в конце занятия.

Занятие № 10. «Наши чувства».

Цель: Выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства других людей.

1. Упражнение «Волшебный ящик».

Цель: через мимику и пантомимику выразить заданное эмоциональное состояние.

Ставится ящик (или то, что его напоминает). Дети по очереди подходят к нему, достают карточку с изображением эмоционального состояния и, не показывая её никому, передают его через мимику и пантомимику. А окружающие должны угадать задуманное.

2. Игра «Лото настроений».

Цель: умение определять эмоциональные состояния.

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т.д., следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микрогрупп. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

3. Прослушивание музыки.

Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.

Дети рассаживаются на ковре как им удобно и закрывают глаза. Психолог предлагает детям расслабиться, послушав плавную, спокойную музыку.

4. Этюд.

Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

В лесу. Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток — а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)!

5. «Рисуем настроение».

Цель: умение ребенка передавать эмоцию в рисунке.

Ребенок рисует ту эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год