Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЗАМКНУТЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
Педагогика
Автор: Бахтеева Мария Андреевна   
24.03.2015 12:29

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЗАМКНУТЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЗАМКНУТЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение прогимназия № 677 Выборгского района Санкт-Петербурга

Автор: Бахтеева М.А. Воспитатель детей дошкольного возраста Санкт-Петербург 2014 г.

Замкнутые дети – эти дети избегают общения по разнообразным причинам. Они не пользуются популярностью в детском коллективе. Предпочитают общаться с одним другом или воспитателями.

Программа состоит из набора игровых методик способствующих формированию коммуникативных навыков для детей 5-6 лет возраста.

Скачать конспект

Содержание игровых методик, направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.

Цель данных игр – научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова, привлечь внимание к друзьям, детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним.

Основным направлением работы является попытка провести коррекцию поведения замкнутых детей 5-6 лет посредством игры, раскрыть возможности развития общения между детьми, преодоление и разрушение проблем в общении между ними.

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой детей 5-6 лет (10 чел.) два раза в неделю по 30 мин.

План работы рассчитан на 16 занятий, для детей 5-6 лет с нарушениями общения (замкнутости).

Занятие рассчитано на 30 минут и состоит из:

  • Приветствия (игровая ситуация)
  • Основная часть
  • Беседа на тему
  • Игровое упражнение
  • Заключительная часть (закрепление игровых и тематических навыков).

Занятия проводятся в игровой форме. На игровых занятиях формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.

Ведущий при обращении к детям должен:

  • часто употреблять слова: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и др.
  • если что-то раздражает, то обращаться к правилам ведения этих занятий, а не к личности ребенка

Структура программы состоит из 3 этапов:

Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх.

С этой целью подбираются игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей.

Наша задача работы на втором этапе, состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» — важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому.

Следующая задача коррекционной работы на третьем этапе, заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость своим сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяют детей и создают чувство причастности. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки», помочь беспомощной «кукле», «старенькой бабушке» или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

Кадровое обеспечение реализации программы: психолог, педагоги дополнительного образования.

Материально-технические ресурсы: наличие помещения, атрибутов для игры, изоматериалы, костюмы для ряжения, шапочки – маски.

Апробация программы Занятия проводились по вторникам и четвергам в 16. 00 – 16. 45 для детей с нарушениями коммуникативных навыков на базе детского клуба «Солнышко» при ГДОУ №8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тематический план проведения занятий в соответствии с игровыми методиками и целями программы.

Для закрепления развития коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия друг с другом, мы использовали игру:

ОПИСАНИЕ ИГР:

Игра 1. «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Особенности при проведении; вначале дети группы стеснялись или просили очень неуверенно, но после третьего круга (педагог принимал участие и показывал своим примером, как надо говорить), все дети стали увереннее, но когда в группу пришел еще один мальчик и попросился в игру, дети, как по молчаливому согласию снова начали стесняться.

Игра 2. «Комплименты»

Цель: выражение эмоций к сверстнику.

Описание игры: В кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза, надо сказать соседу несколько добрых слов, за что-то похвалить. Упражнение проводится по кругу.

Особенности при проведении: Дети смущались, без энтузиазма делали комплименты, часто повторяются.

Комментарий: Не стоит детям подсказывать, только наладить контакт.

Игра 3. «Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Особенности при проведении: дети в узком кругу экспериментальной группы уже более охотно восприняли идею поиграть в новую игру. Стеснения в группе уже не было. На предложение позвать еще кого-нибудь в игру отреагировали настороженно, но все-таки назвали некоторых дошколят из группы и предложили «поиграть вместе на прогулке». Данный факт свидетельствует об активизации навыков коммуникации или же их формировании.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера, данная игра помогла преодолеть стеснительность и расширить круг общения ребят.

Игра 4. «Утка с утятами»

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия слова

Материал: шапочки — маски

Описание игры: В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка), маленькие утята (4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый — ведущий). Сначала мама — утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят.

Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любую большую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

Особенности при проведении: В спокойной ситуации дети проявляют себя спокойно, общаются только в узком кругу «избранных». При создании ажиотажа дети сами того не замечая пытаются укрыть всех, таким образом втягивая в свою группу абсолютно всех.

Комментарий: В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Игра 5 «Бабушка Маланья».

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия слова, привлечь внимание к друзья.

Описание игры: Дети вместе с взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе с взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями. Слова хороводной игры:

У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей.

Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,

С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.....

Особенности при проведении: Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Комментарий: Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.

Игра 6. «Волны»

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и движения, слова, привлечь внимание к друзья.

Описание игры: Дети садятся в круг. Взрослый говорит: «приятно купаться в речке, но лучше в море, потому что волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие весёлые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах. Давайте встанем, улыбнёмся и попробуем изобразить волны руками».

Дети изображают волны вслед за ведущим, волны должны быть ласковые, весёлые. После предлагается всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения.

Особенности при проведении: использование музыки

Комментарий: Игру не стоит включать в первый или второй день занятий, так как физический контакт зачастую пугает детей склонных к замкнутости.

Игра 7 «Дотронься...»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки (игрушек должно быть меньше, чем детей). Ведущий произносит: «дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)» – Кто не нашел необходимого предмета — водит.

Особенности проведения: дети начали ссориться, дело чуть не дошло до драки. Конфликтная ситуация не разрешилась даже после вмешательства педагога. Пришлось после беседы отложить игру. Настроение детей было испорчено. Это свидетельствует о наличии коммуникативных проблем и неумения договариваться, решать проблемы мирным путем.

Комментарий: Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Игра 8. «Эхо».

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и слова, привлечь внимание к друзья.

Описание игры: Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки.

После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-» или «Тр-р-р-п» и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает «несинхронно», т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно.

Особенности при проведении: Вначале дети стеснялись, но после того как воспитатель побыл в одной и другой группе стали более раскованные в общении, с интересом стали слушать, как другие воспроизводят их же звуки. Игра поднимает настроение детям.

Комментарий: Важно, чтобы эхо не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

Игра 9. «Шляпа волшебника»

Цель: Дать возможность ребенку, самому выразить поддержку, помочь им.

Материал: разноцветные карточки и шляпа.

Описание игры: Взрослый раздаёт детям разноцветные карточки.

«На свете живёт добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, одевает ему на голову шляпу, и ребёнок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он – невидимка. Но вот беда, этот волшебник – ужасно растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет её уже вторые сутки, а она лежит у вас с вами. Есть только один способ вернуть её владельцу.

Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно наполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит её. Но есть ещё одно условие: чтобы волшебная шляпа не потеряла всю свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас обязательно должен помочь, другому и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей».

Особенности при проведении: Поначалу дети не знали, как помочь друг другу, но потом стали вместе класть в шляпу карточки, стали помогать вставать друг другу из-за стола, подавать предметы и стали взаимовежливыми.

Комментарий: Данная методика не только помогает детям научиться общаться, но и прививает навыки взаимовежливого и культурного общения, прививает социальные нормы и правила.

Игра 10. «Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Особенности при проведении: вначале дети достаточно долго думали, и заметно негативно реагировали на «обзывалки» в свой адрес, но после нескольких смешных сравнений начинают не только смеяться над другими, но и над собой.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться. Данная игра помогла понять детям, учитывать чувства других и сопереживать им.

Игра 11. «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Особенности при проведении: Дети из группы мало «болели», плохо срабатывались с остальными детьми. Но после того, как педагог предложил поговорить со вторым участником в сторонке, дети стали лучше идти по мостику. При дохождении до середины дети из испытуемой группы перестали сваливаться (заступать за черту). Они предпочитали протянуть руку ко второму малышу.

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца. Данная игра помогла детям преодолеть неприятие от физического контакта с посторонними.

Игра 12. «День помощника»

Цель: Дать возможность ребенку, самому выразить поддержку, помочь им.

Описание игры: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всём. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберёмся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его».

Особенности при проведении: Дети с удовольствием помогали всем вокруг, у них появилась мотивация в общении.

Комментарий: Данная игровая методика переносит игру на весь день и помогает ребенку преодолеть застенчивость, проявить инициативу в общении и дает возможность взять ситуацию под свой контроль.

Игра 13. «Движение»

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и движения, слова, привлечь внимание к друзья.

Описание игры: Дети движутся по кругу, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр. Присаживаются на корточки.

Повторяют за ведущим любое смешное движение.

После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

Особенности при проведении: Дети уже играли в игру волны, и поэтому им уже не было неприятно дотрагиваться до постороннего, страх практически прошел.

Комментарий: Игру можно усложнить, добавив не только ласковое поглаживание, но и комплимент или попросить ведущего узнать того, кто гладит.

Игра 14. «Царевна — Несмеяна»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение видеть хорошее в партнере.

Материал: корона принцессы.

Описание игры: Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.

Особенности при проведении: Дети с интересом включаются в игру, не бояться трогать других детей, корчат рожицы.

Комментарий: В качестве Царевны – Несмеяны, выбирается замкнутый необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются ее рассмешить всеми силами.

Игра 15. «Связующая нить»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта

Материал: клубок ниток

Описание игры: Дети сидят по кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается словами о том, что дети бы хотели пожелать другим. Начинает взрослый, показывая пример. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе ведущего натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом...

Особенности при проведении: Клубок передаётся так, чтобы дети бы хотели пожелать другим. Дети с легкостью включаются в игру и с радостью пытаются самое хорошее пожелание.

Комментарий: Данная игра очень поможет при установлении контакта со взрослыми.

Игра 16. «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Особенности проведения: Игра проводилась вместе с родителями, особенностью являлось, то, что взаимодействовали дети с родителями другого малыша. При ускорении темпа игры дети переставали думать о неприятных ощущениях и сосредотачивались на выполнении задания, веселая музыка на заднем плане задавала настроение и темп игры. После игры дети лучше взаимодействовали со взрослыми и активно «втягивали» их в свою группу.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Данная игра помогла детям преодолеть негативное отношение от прикосновения постороннего человека.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год