Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Групповой сбор как вид непосредственно образовательной работы с детьми
Педагогика
Автор: Ирина И Татьяна Леонова И Куликова   
02.05.2014 20:20

Групповой сбор как вид непосредственно образовательной работы с детьмиВ соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г.) в настоящее время воспитательно- образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.


Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Мы хотим поделиться своим опытом организации образовательной деятельности на утреннем групповом сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего группового сбора как важного режимного момента.
Утренний сбор для дошкольников - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
Свирская Л.В. в своей книге поставила следующие задачи группового сбора:
· создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
· обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
· активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации планирования и организации собственной деятельности;
· выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
· разработать план реализации нового проекта;
· подвести итоги проекта;
· прививать навыки культуры общения;
· поддерживать стремления договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
· учить:
- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные             события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
- объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его;
- делать выбор;
- планировать собственную деятельность.
Для более плодотворной работы над развитием ребенка для себя мы выделили основные этапы утреннего сбора:
-приветствие;
-работа с календарём;
-рассказывание новостей;
-обсуждение темы;
-реклама деятельности в центрах активности;
-выбор детьми центров активности.
На примере организации деятельности с детьми на групповом сборе в ходе проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» покажу как решались задачи по развитию коммуникативных навыков  детей.
Утренний сбор начинается с приветствия. Перед началом которого, мы с детьми обращаем внимание на стенды "Я пришел", "Уголок именинника», "Наша звездочка», «Полянка настроений".
В нашей группе введено дежурство по приветствиям, по выбору которого оно и проводится. Для того чтобы разнообразить данный этап группового сбора, у нас существует картотека приветствий. Это набор карточек со словами и (для неумеющих читать) – подсказкой в виде картинки.
Дежурный вместе с остальными детьми сопровождают произносимый текст движениями, в конце дотрагиваются до соседа (гладят, обнимают, пожимают руку и т.д.) и называют ласково его имя, глядя в глаза. При разучивании приветствия, побуждаю детей к чёткой артикуляции, использованию мимики, обсуждаем и придумываем жесты, беседуем, почему важно смотреть в глаза собеседнику, улыбаться. Понятно, что главная задача приветствия – это социализация детей, сплочение коллектива, настрой на позитивное состояние, но и одновременно решаются задачи развития общения и всех сторон речи.
Также мы используем стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день.
Работа с календарем.
Дети не просто отмечают время года, но и называют предыдущее и следующее; перечисляют признаки текущего времени года. В нашей группе имеется  дополнительный календарь, где мы вместе с детьми записываем приметы каждого месяца.
Во время озвучивания даты (число, месяц, год), дети ежедневно повторяют названия и значение ближайшего праздника, отмечают его в календаре специальными картинками.
Во время счета детей совершенствуется навык порядкового счета, умение согласовывать существительное с числительным, уточняется  значений слов «больше», «меньше», «равно» (дети ставят знаки). С целью поддержания интереса к правильному счету, у нас активно используется график посещения детей, в котором дежурный по календарю отмечает количество присутствующих детей, сравнивает с другими днями месяца. 

Таким образом, в интересной, полезной деятельности дети осваивают нормы родного языка, учатся быть ведущими в коллективной деятельности.
Рассказывание новостей
Данному разделу группового сбора  мы уделяем наибольшее внимание.
Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни, опираясь на составленную совместно с ними схему. 

Иногда мы сначала зарисовываем новость в виде пиктограммы, а потом уже ее озвучиваем. Часто мы рассказываем тематические новости (дождливые, осенние, фруктовые и т.д.), что, несомненно, повышает желание высказаться каждому. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.
Хочется отметить, что дети не только рассказывают новости, но и задают вопросы друг другу по мере их возникновения.
Следующий этап утреннего сбора - обсуждение темы.
При обсуждении темы, мы стараемся придерживаться партнерской позиции, задаем только открытые вопросы, принимаем все ответы детей, учим их отстаивать свое мнение и уважать мнение других детей. В ходе обсуждения, используем тризовские приемы: «хорошо-плохо», «Что было бы, если бы…» и т.д.
При обсуждении темы «Полезные и вредные продукты» детям был задан вопрос: «Почему некоторые продукты одновременно могут быть полезными и вредными?». Дети ответили так:
Во время обсуждения любой темы с целью обеспечения комфортного и конструктивно-делового участия всех детей, мы часто используем игры или игровой тренинг. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности, словесные игры, игры – фантазии, игры – шутки. Для проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» мы подобрали следующие игры: ……………………………………. 
Реклама деятельности в центрах активности – важная часть группового сбора. Дети не просто выбирают центр, в который хотят пойти, но и сами решают в каком центре можно решить ту или иную задачу. Например, в ходе обсуждения темы «Чистота – залог здоровья», дети сами сделали вывод, что проверить чистоту рук мы можем в центре «Мы – ученые». Обыграть ситуацию употребления продуктов грязными руками можно в центре «Домовенок». Соорудить умывальник – в центрах «Мы строители» и «Мы художники» и т.д.
Иногда, при выборе центра мы используем дополнительную стимуляцию. Например, при выборе центров к теме «Будь здоров без докторов», детям было предложено в случае правильного выполнения задания, прикрепить лучик с одной из составляющих здоровья к «Солнышку Здоровья».
Дети выбирают желаемую деятельность, которую отмечают на доске выбора индивидуальными карточками. 

Статью подготовили воспитатели МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска   Куликова Татьяна Николаевна и Леонова Ирина Валерьевна

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год