Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Презентация на тему: "Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО"
Презентации
Автор: Барсукова Александра   
14.05.2015 15:36

Презентация на тему: Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДОПрезентация на тему: "Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО"

Основные понятия деятельностного подхода:

Деятельностный подход (ДП) исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

но связанно с появлением развитием идей этого же подхода в психологии.

  • Психология изучения деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским.
  • Основы ДП в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различий внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических действий для человека с реальными предметами, осуществляемыми путем движения рук, ног, пальцев. Вторая — происходит посредством умственных действий, где человек оперирует идеальными моделями, образами предметов, представлениями о предметах.

Скачать конспект

Непременным условием эффективности

воспитания в контексте ДП является опора на собственные силы ребенка, на логику его развития

Дидактические принципы ДП:

  1. Принцип деятельности — заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
  2. Принцип непрерывности — означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа; преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей.
  3. Принцип целостности ого представления о мире — у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе — обществе- самом себе), о роли и месте науки в системе наук. 
  4. Принцип минимакса- возможность освоения содержания образования на максимальном (творческом) уровне и его усвоение на уровне социально- безопасного минимума (государственного стандарта знаний)
  5. Принцип психологической комфортности- создание доброжелательной атмосферы;
  6. Принцип вариативности — предполагает развитие вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального варианта.
  7. Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

ДП предполагает:

  • Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
  • Ориентацию на результаты образования;
  • Признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной

деятельности;

  • Учет индивидуальных, возрастных,

психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Положения ДП во ФГОС ДО

Общие положения.

1. 4. Основные принципы дошкольного образования:

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность ДО (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

1. 6. Стандарт направлен на решение следующих

задач:

  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
  • Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, самостоятельности, инициативности, формирование предпосылок учебной деятельности

И. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

2. 6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области)

  • Социально-коммуникативное развитие

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,... становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

  • Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры развитие речевого

творчества;

  • Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.... реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
  • Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, формирование начальных

представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

2. 7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. 1 Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которая:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивает открытость дошкольного образования.

3. 2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия:

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
  3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

4. 1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

4. 6. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

и ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
  • взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, * которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного

образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами

деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труца, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

  • ребенок обладает развитым воображением, которое

реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

4. 7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Спасибо

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год