Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮ
Психология
Автор: Любовь Ларченкова   
28.07.2014 19:19

В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮПсихология
Статья для родителей по адаптации к детскому саду: «В детский сад с радостью».
Автор:  Ларченкова Любовь Ивановна, педагог-психолог МБ ДОУ УНДС ОВ №1 «Петушок», пос. Усть – Нера, РС (Я).
«В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮ»
Уважаемые родители! Совсем скоро ваши малыши переступят порог  детского сада. Время, когда подросший малыш отправляется в детский сад, для родителей связано с волнениями: как он привыкнет к новым взрослым, не испугается ли разлуки с мамой, станет ли есть,  иную, чем дома пищу?.. Для многих родителей вопрос - ходить ли ребенку в детский сад - неоднозначный, сложный и открытый. Понятно, что доводов «против» у таких родителей достаточно - мол, и болеть малыш часто будет в саду, и воспитательница, неизвестно какая. Но ответ специалистов на вопрос: ходить ли ребенку в садик? - как правило, однозначен: обязательно! Потому что это не столько воспитание ребенка в отсутствие родителей, не столько поддержка малыша на то время, пока мама на работе (в конце концов, с этим прекрасно справится и бабушка, и няня), а, прежде всего, умение общаться в коллективе и совместно существовать, развитие его устойчивости. И самое главное - это завершающий и достаточно важный шаг в вопросе формирования личности. В детском саду ребенок приобретает нужные знания и умения, которые пригодятся в школе. А особенно общение в коллективе, дисциплина, режим, порядок. Как правило, ребенок примерно в 2-3 года испытывает самый настоящий голод по общению со сверстниками, по детскому коллективу.  А его общение в саду - своего рода адаптация к школе и к взрослой жизни вообще!
Что же такое адаптация и от чего она зависит? Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Детский сад - новый период в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. В корне меняется не только режим дня, при­вычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ре­бенка среда. Любой малыш растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, где много совершен­но незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс, который может стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, не травматичным. Каждому малышу нужно время, чтобы приспособиться к изменившимся условиям. Родителям нужно знать, что период адаптации индивидуален и может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. Процесс привыкания длится тем дольше, чем более зависим ребёнок от мамы, чем он более чувствителен к переменам в повседневной жизни и труднее привыкает к новому, чем более возбудима его нервная система. Легче адаптируются в садике дети, имеющие опыт общения с разными возрастными категориями детей и взрослых. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детский сад. Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов: от особенностей высшей нервной деятельности (темперамента), возраста ребенка, от состояния здоровья, от разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома и той, в которой находится в детском саду, от условий в дошкольном учреждении, от поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм к детскому саду…). Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Иногда можно отметить и более глубокие расстройства: повышение температуры тела, изменения характера стула, нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.) Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию.
Так как же сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным?
Постепенно, без спешки, но настойчиво и  последовательно готовьте малыша к детскому саду. Ребенок, который идёт в детский сад, должен обладать определенными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно, мыть руки и лицо, есть ложкой, соблюдая во время еды чистоту, пить из чашки, пользоваться салфеткой, пользоваться носовым платком, проситься на горшок  и пользоваться им, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне. Привлекайте и поощряйте стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность: складывать одежду на стульчик; убирать на место игрушки и вещи. Постепенно отучайте от пустышки и рожка. Позаботьтесь об укреплении здоровья малыша. Необходимо задуматься об оздоровительных процедурах в отношении ребенка. Они включают в себя следующие компоненты: витаминотерипия, закаливание (обливание стоп,  закаливание горла).
Создайте ребёнку положительный  настрой. О предстоящем поступлении малыша в дет­ский сад говорите ему, как о радостном событии. Внушайте, что ему будет хорошо в детском саду, потому что там ждут его добрые воспитате­ли, веселые дети и много разных игрушек. Опишите малышу, как будет красочно, ярко, весело на праздниках в детском саду, как будут петь пес­ни, танцевать, а потом будут подарки. Ни в коем случае при ребенке нельзя плохо говорить о детском саде, пугать его детским садом. Не говорите: «Будешь капризничать – не заберу из детского сада» или «Вот пойдешь в садик, воспитатель тебя накажет за плохое поведение». В этом случае у малыша формируется страх перед педагогами, он будет постоянно ждать наказания и в течение всего пребывания в садике будет в напряжении. Наоборот, постарайтесь внушить ребенку доверие к воспитателям, так как в садике этот человек для него будет самым важным. Настраивать надо на добро. Расскажите о воспитателях, что они умные, добрые, всегда придут на помощь, знают много интересного.
Малыш обязательно должен видеть,  в какой детский сад он пойдет. Поэтому прогуляйтесь с ребёнком  по территории детского сада. Рассказывайте малышу о том, что скоро в его жизни начнутся перемены. Обратите его внимание на само здание, окна. Скажите, что при таких больших окнах будет светло и уютно в ком­натах, потому что в окошко будет заглядывать солнышко. Обращайте  внимание малыша на все хорошее, что имеется в садике. В детском саду дети играют, танцуют, поют, рисуют и лепят. Постарайтесь нарисовать привлекательную картину. Сообщите ребенку, что он уже большой, многому научился, и он будет ходить в детский сад как мама с папой на работу. Пусть детский сад станет для вашего малыша уютным домом!
Прежде чем отдавать ребенка в детский сад, выясните, насколько трудно ему оста­ваться без вас, как ребёнок переносит разлуку с вами. Для начала можно попросить кого-то из сво­его окружения посидеть с малышом дома. Через какое-то время попробуйте оставить малыша с родителями тех детей, с кем он гуляет на улице. Если ребёнок спо­койно относится к временной разлуке, легко и просто завязывает знакомства с дру­гими людьми, проявляет интерес к детям, которых он видит впервые, то его мож­но отправлять в детский сад. Но если он переживает, плачет, когда его оставляют с дру­гими людьми, значит, он еще не готов к разлуке с вами.

Приучайте ребёнка к режиму дня детского сада. Правила, по которым ребенок живет дома, отличается от тех, которые установлены в детском саду. И ребенку каждый день приходится переключаться, настраиваться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Чтобы для вашего ребенка не был стрессом режим до­школьного учреждения, дома соз­дайте условия, приближенные к режиму учреж­дения. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Приучайте в одно и то же время вставать и ложиться спать, включая дневной сон, принимать пищу в одни и те же часы, гулять.
Примерный режим дня:
Прием детей                                            8.00 – 8.30
Завтрак                                                     8.30 – 9.00
Игры, занятия, прогулка                        9.00 – 11.30
Обед                                                         11.30 –12.00
Сон                                                           12.00 – 15.00
Подъем, оздоровление,
Гигиенические  процедуры, полдник   15.00 – 16.00
Активное бодрствование                       16.00 – 17.00
Ужин                                                        17.00 – 17.30
Игры, уход домой                                   17.30 – 19.00
Чтобы  облегчить привыкание к детскому саду, в первые дни оставляйте ребёнка в детском саду на пару часов. Постарайтесь расставаться с ребенком легко и быстро. Иначе ваше беспокойство может передаться и ребенку. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке. Если ребенок с трудом расстается с мамой, то отводить его должен папа. Малыш будет чувствовать себя увереннее, если оставить его любимую игрушку. Выберите вместе с малышом игрушку, которая будет ходить вместе с ним каждый день в садик и знакомится там с другими игрушками. А после садика поспрашивайте игрушку, что с ней происходило в детском саду, с кем она познакомилась и дружила, не скучала ли она по дому. Это поможет вам узнать о том, как малышу удается привыкнуть к садику.
Ребенок должен понять, что быть в детском саду обязательно, и за это он не будет получать какое-либо вознаграждение. Не говорите ребенку, что если он побудет в сади­ке сегодня до обеда, то вы купите ему какую-ни­будь игрушку. В садик малыш должен ходить без премий и подарков. Ведь все дети ходят в садик. Нельзя баловать малыша, иначе он начнет со временем требовать от вас подарки за все свои действия. Потом отучить ребенка от этой привыч­ки будет очень сложно. Нельзя делать подарки просто за хорошее по­ведение. Ведь хорошее поведение должно быть нормой. Поэтому изначально прививайте ему понятия о хорошем пове­дении независимо от вознаграждения. Старайтесь не давать ребенку в садик сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и испортят аппетит. Адаптация без слез – об этом мечтает каждый родитель, который собирается отдать ребенка в детский сад. Ребенку постоянно приходится приспосабливаться к новым условиям и посещение детского сада – один из первых и важных опытов такого приспособления. А детский сад со временем перестанет относиться к разряду «новых условий». Пусть не сразу, но он превращается в привычный, хорошо знакомый и уютный мир. Для того чтобы это действительно стало так и для вашего ребенка, будьте терпеливы, внимательны и активны. В ваших и только в ваших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год