Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
Психология
Автор: Редькина Наталья Вячеславовна   
06.01.2015 15:42

Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развитияПри задержке психического развития часто отсутствуют или искажаются именно те предпосылки, которые создают условия выполнения ребёнком произвольных движений и целенаправленных действий, в том числе письма. Поэтому большинство детей рассматриваемой категории находится на самом низком уровне владения основными приёмами графической деятельности. В связи с этим был введён подготовительный этап коррекционно-педагогического воздействия.
Работа на подготовительном этапе имеет многоплановый характер и направлена на развитие и коррекцию тех психических и моторных функций, которые в связи с речевым нарушением отстают в своём становлении.
Успешность формирования графических навыков во многом зависит от уровня развития таких психических функций, как зрительное и слуховое восприятие, память, внимание. Поэтому на данном этапе в структуру занятий включены упражнения на развитие перечисленных психических процессов.
Развитие мелкой моторики рук – необходимое условие для полноценного овладения графическими навыками, обеспечивающее точность графических действий за счет мышечного контроля. Упражнения, направленные на развитие мелких мышц рук, предполагается сочетать с речью. Весь материал, где предполагается движение рук, предлагается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности даёт большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти, правильного ритма дыхания.
Развивая мелкую моторику, нельзя забывать о развитии тактильных ощущений пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. Для этой цели в структуру некоторых занятий на подготовительном этапе мы включили упражнения на развитие тактильных ощущений: определение предмета на ощупь, выкладывание палочек, упражнения с карандашом.
Из графических упражнений в подготовительный этап включены: проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, тонкой сплошной линией; штриховка простых форм.

Основной этап коррекционно-педагогического воздействия направлен на развитие элементарных графических навыков у детей. Развитие графических навыков требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий, предусматривающую постепенное нарастание их сложности и объёма с учетом характера речевого дефекта, специфики сенсомоторного развития и индивидуальных особенностей дошкольников.
Последовательность заданий по развитию и коррекции графических навыков построена в соответствии с закономерностями их формирования как двигательного акта. На данном этапе дети продолжают выполнять штриховку, но уже более сложных форм. Кроме того, в основной этап работы входят задания на развитие навыков проведения прямых линий и линий различной конфигурации, подготавливающие к написанию элементов школьного штриха.
На основном этапе, помимо всех выше перечисленных заданий, в структуру занятий включаются кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Полезны они и для развития двигательной функции рук.
Как и на подготовительном этапе, в основной период продолжается использование движений, сочетаемых с речью.
Большие трудности у детей с речевой патологией возникают при овладении оптически грамотным письмом. Это связано с неполноценностью у данной категории детей таких компонентов оптической системы, как зрительное восприятие, зрительно-пространственная ориентировка, зрительно-моторная координация. Отставание в развитии выше перечисленных функций при формировании навыка письма приводит к трудностям восприятия графического обзора буквы, ориентировки в малом пространстве и т.д. Это ведёт к специфическим и стойким нарушениям письма, а именно к такому нарушению, как оптическая дисграфия. Это обстоятельство побудило включить в основной этап программы упражнения на развитие зрительного внимания и восприятия на буквенном уровне с целью профилактики оптической дисграфии у детей: нахождение буквы среди ряда других букв; различение правильно и зеркально изображенных букв; угадывание букв на незаконченных рисунках; рисование, обведение элементов букв; реконструирование буквы; дифференциация букв, имеющих оптические сходства. Данный вид работы имеет место и на заключительном этапе программы.
Основная работа на заключительном этапе коррекционно-педагогичес-кого воздействия направлена на подготовку к технике письма. Предварительно проводится серия упражнений по ознакомлению с рабочей строкой и обучение правилам работы на ней. Первоначально рабочая строка должна быть достаточно широкой (2 см), затем она уменьшается до 1,5 см.; 1 см.; 0,5 см. Проводится ряд упражнений по ориентировке на рабочей строке.
Выполнение графических упражнений также строится по принципу органичного сочетания движений руки и речи. Слова отражают движения, которые совершает рука, или тот образ, который рождает это движение. При этом можно давать детям возможность придумывать приговорки самостоятельно.
Заключительный этап работы не исключает проведение упражнений на развитие мелких мышц рук. Они используются в качестве физкультурных минуток с целью снятия мышечного напряжения при выполнении графических упражнений. Кроме того, на данном этапе ставится задача развития навыков учебной деятельности (умение внимательно слушать педагога, начинать и заканчивать работу вместе со всеми детьми, планировать свою деятельность, произвольность поведения).
Методы и приёмы, составляющие основу программы, разнообразны: информационно-рецептивный; репродуктивный; эвристический или частично-поисковый; исследовательский, которые реализуются с помощью наглядных, словесных и игровых приёмов.
В свободной деятельности детей предполагается использование различных средств развития мелкой моторики рук: мозаика, театр теней, работа с конструктором, с пазлами и др.
Точные движения пальцев рук и графические умения развиваются в процессе выполнения продуктивных видов деятельности с воспитателем (лепка, рисование, аппликация, конструирование).
В конце каждого этапа программы предусматривается проведение консультативной работы с родителями, направленной на ознакомление с полезной информацией по организации развивающих упражнений с детьми с целью тренировки мелкой моторики рук, предупреждения неправильного формирования навыка письма. Упражнения, направленные на развитие графических навыков включаются в домашние задания с детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год