Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника.
Психология
Автор: Формина Татьяна Викторовна   
22.07.2015 10:12

Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника.Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника.

Введение.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребёнку.

Многочисленные исследования показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребёнка к жизни взрослых.

 

Играя, дети постигают окружающий мир, моделируют своё поведение в будущей взрослой жизни. Игрушки способствуют воспитанию тех или иных черт ха­рактера, приобщают к различным профессиям и так далее.

Игрушка, прежде всего, удивляет малыша, а это чувство, по словам А.М. Горького, есть начало понимания и путь к познанию. Игрушка помо­гает ребёнку знакомиться с окружающим миром, через неё он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, её организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофёра. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого во­ображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребёнок получает воз­можность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Повторение этих впечатлений в разных ком­бинациях с помощью игрушек помогает образованию общих представлений и облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Наиболее сильное воспитательное воздействие на детей оказывают иг­рушки, изображающие людей и предметы реального мира во всём его мно­гообразии: животных, птиц, рыб, растительность, средства передвижения, предметы техники, быта и т. д. С ними у дошкольников ассоциируются оп­ределённые представления, оживают в памяти яркие впечатления, появля­ется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт. Игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания, они по­могают ребёнку войти в роль, создать любимый образ, осуществить заду­манное. Чтобы почувствовать себя мамой, девочке нужна кукла, «шофёру» — машина «лётчику» — самолет. Игрушка оказывает большое влияние на создание игрового образа.

По мере развития ребёнка меняется его отношение к игрушкам. Он на­чинает отбирать те, которые помогут ему реализовать свой замысел. Одна­ко средством осуществления замысла игрушка может стать лишь в том слу­чае, если ребёнок правильно воспринимает её образ, если у него имеются знания о предмете, изображаемом ею, если игрушка вызывает осознанный интерес и желание играть.

Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.

Игра и игрушка, по мнению учёных – важнейшие составляющие лю­бой культуры. Какова культура, таковы и игрушки.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Известный психолог Урунтаева Г. А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребёнка действовать с игрушками.

К игрушке предъявляются определённые педагогические, эстетические, гигиенические, технические и экономические требования. Существуют различные классификации игрушки. Различают образные игрушки, дидактические и игры-пособия, технические, театральные, карнавальные и музыкальные, спортивно-моторные, игрушки-забавы. Деление игрушки на такие группы условно, так как с помощью одной и той же игрушки могут решаться различные воспитательные и образовательные задачи, проводиться игры разного содержания и характера. В основе промышленной классификации игрушки — материал для их производства: игрушки пластмассовые, деревянные, металлические, резиновые, мягконабивные; куклы, музыкальные, электромеханические, полиграфические и др.

Игрушка — духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это ар­хетип представлений о добре – мнимом или подлинном. Подлинная игруш­ка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара — Солнца или Земли. Пи­рамидка — иерархическое мироустроение. По мере развития ребёнка меняется его отношение к игрушкам.

Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы. Игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. (БСЭ)

Игрушка, вещица сделанная для забавы, игры или потехи, особенно детям. (Даль)

Игрушка так же выполняет психотерапевтическую функцию – помогает ребёнку овладеть собственными желаниями страхами.

Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.

Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к её выбору.

Одной из отличительных черт жизни современного ребёнка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребёнка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребёнка

Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка

на разных этапах онтогенеза.

Исходя из положения А.Н. Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза, рассмотрим взаимосвязь характера ведущей деятельности, особенностей игрушки и её влияния на развитие психики ребёнка.

В первом полугодии жизни ребёнка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка. Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребёнка, и вместе с тем удобными и безопасными. Как правило, ребёнок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову, затем тянуться рукой.

На 3-4 месяце жизни начинается развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребёнка. Поэтому следующей игрушкой ребёнка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребёнка.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребёнок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д. Для того чтобы побуждать ребёнка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.).

Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать).

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребёнка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода.

Усвоение предметной деятельности ребёнком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие предметы (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).

Поэтому в этом возрасте у ребёнка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрёшки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки — копии реальных предметов (посуда, ведерко, савочек, лопатка, лейка и др.).

Внутри предметной деятельности ребёнка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Содержание начальных игр очень простое: ребёнок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребёнка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребёнок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.

В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Её содержанием является то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых (реальные действия взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли).

В младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок отражает только отдельные действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу – халат, шприц и т.п.

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребёнком раннего возраста.

Поэтому кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребёнка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребёнок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.

К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п. Ситуация, когда ребёнок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это во-первых.

Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребёнку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Краткая история возникновения игрушки.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Как и сегодня, первой игрушкой ребёнка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой 3 тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребёнка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племён, завоевавших Египет в начале 1тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в 5 в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Уже в 13 в. французские куклы стали законодательницами моды и стоили безумно дорого. Для них делали кукольные дома с полной обста­новкой.

В середине 19 в. Возникли первые производители игрушек — неболь­шие кустарные цеха и фабрики.

Игрой 20 столетия признан кубик Рубика, созданный в 1974г. венгер­ским архитектором Эрне Рубиком.

Первая кукла в России была сделана из дерева. В средней полосе Рос­сии известна тряпичная кукла из белой холстины. У девицы — белолицы обязательно была коса, но не было лица, чтобы в неё не вселились злые ду­хи.

В 17 в. в России широкое развитие получила народная кустарная и деревянная игрушка.

Русские народные игрушки всегда являлись одним из важнейших элементов правильного воспитания детей. В настоящее время ценность исконно русских игрушек ещё более ощутима.

Русская народная игрушка.

Русская народная игрушка тесно связана с древнегреческими культовыми обрядами и верованиями. Например, женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, птица – водную или воздушную стихию. Предполагают, что происхождение различных деревянных свистулек берёт своё начало от древнего обряда, когда свист считался надёжным средством отпугивания злых сил.

Русская народная игрушка имеет свою славную историю и бо­гатые традиции. Для неё характерны упрощенность и ритмич­ность формы, декоративность росписи, орнаментальность, не­удержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цвета. Народная игрушка, органично сочетающая в себе древние традиции (наследие предков) и индивидуальное творчество мастера, обязательно несёт на себе отпечаток времени и местности, где была изготовлена, что находит выражение в выборе материала, стиля и сюжета. Наиболее характерными, подсказанными самой природой материалами, с которыми обычно имели дело русские мастера-игрушечники, являются дерево и глина.

Промыслы деревянной игрушки возникали повсеместно, там, где, как правило, уже работали мастера по дереву: плотники, столяры, резчики, токари. Какой же разной, не похожей одна на другую, что называется, «со своим лицом и характером» получа­лась эта игрушка в руках народных художников!

Русский Север – край деревянного зодчества, озерный, лесной, дремучий, – не зря считается одной из архаичных зон славянской культуры. Здешняя игрушка, сработанная топором, – цельнорубленая, основательная, статичная – напоминает скорее культовую пластику. Традиционные образы северной игрушки (женская фи­гура, конь, птица) также имеют глубокий, практически забытый сегодня сакральный смысл – это древние символы света, жизни и плодородия Матери-Земли.

Признанным историческим центром «потешного промысла» в нашей стране стал Сергиев Посад, расположенный на живописных холмах Подмосковья. Возник этот старинный город возле стен знаменитого монастыря Троице-Сергиевой лавры.

Своего развития сергиевский игрушечный промысел достиг к концу 18 столетия.

Типичная для Сергиева Посада деревянная игрушка из трёх­гранной чурки весьма своеобразна в пластическом отношении. Её нижняя часть лишь слегка обтёсана и сохраняет исходную форму. Верхняя же, напротив, отделывается очень тщательно, с проработкой важных, на взгляд мастера, деталей – шляпок, перьев и лент у чопорных дам, киверов и эполет у гусар. Сделав заготовку куклы, резчики передавали её «красилам» – ­художникам, которые «одевали» игрушку, покрывая её нарядной полихромной росписью.

Сергиев Посад известен также и как родина русской матрёш­ки – разъёмной куклы с забавным сюрпризом. Её история связана с художником С. В. Малютиным, по эскизу которого в 90-х го­дах 19 века и была создана первая выточенная из дерева кукла по имени Матрёна. Она представляла собой девочку в сарафане и плат­ке, круглолицую и румяную, с петухом в руках. Внутри неё прята­лись другие фигурки-вкладыши – девочки и мальчики в рубахах- косоворотках, фартуках. Расписывалась сергиевская матрёшка гуа­шью без предварительной подготовки поверхности, сразу по дереву.

Работы сергиевских кустарей были известны по всей России и даже за границей. Создавая свои игрушки, мастера Сергиева Посада умело использовали кроме дерева и другие материалы: ткань, бумагу, жесть, фарфор, папье-маше.

Напротив, богородские игрушечники свою приверженность дереву как материалу самодостаточному сохранили вплоть до сегодняшнего дня. Искусство резьбы по дереву возникло в Богородском три века назад, когда местные мастера по заказу сергиевских кустарей стали заниматься изготовлением так называемого белья – неокрашенных деревянных заготовок, болвашек. Со временем богородчане сумели создать свой стиль, выражающийся в чёткости силуэта игрушки, лишенной чрезмерной детализации, в тон­кой резьбе без предварительных эскизов и рисунков, гармонично со­четающейся с гладкой поверхностью, в умении показать естествен­ную красоту не тронутого краской дерева. Стараясь сделать свой потешный товар примечательным для покупателя, богoродские мастера придумывали разные способы приведения игрушек в движение (иг­рушки на планках, с балансом, на верёвочках и пр.). Богородские резчики воплотили в дереве целый мир образов: будни и праздники русской деревни, военные баталии, исторические портреты... Особой теплотой и мягким юмором проникнуты игрушки на тему русских сказок, где зачастую главная роль отводилась медведю.

Богато своими игрушечными традициями и русское Поволжье – многолюдный ремесленный и торговый центр России.

Традиционная игрушка Поволжья разнообразна по сюжетам: столь любимые народом кони соседствуют с баржами, колёсными пароходами, мельницами, кукольной мебелью «фабричного производства» и прочими поделками, в которых нашла отражение «городская тема».

Промыслы глиняной игрушки, как правило, также возникали в местах с уже сложившимися традициями гончарного дела. А глинами Россия испокон веков была богата.

Игрушки лепили попутно, сушили на воронцах (полках вдоль стен избы), затем обжигали «по-домашнему» в русской печи и расписывали красками, разведёнными на молоке или льняном масле. Любимые персонажи каргопольской игрушки – женская фигурка с юбкой-колоколом, медведь, часто очеловеченный, олени и бараны с необычной окраской – морда голубая, рога фиолетовые, а по бокам большой красный с чёрной обводкой круг, напоминающий о древнем солярном культе.

Народная игрушка, будь то потешка, выполненная руками мастеров, или простая крестьянская самоделка из подручного материала, неизменно забавная, смешная, сделанная на радость – с любовью и фантазией представляет собой неотъемлемую часть культурного наследия. Это – история России «в лицах и картинах», её, так сказать, живая «потешная» летопись.

Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребёнка, она про­верена детской любовью к ней, детской игрой.

Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художест­венные и технические традиции. Эти традиции носят черты, с од­ной стороны, интернациональные, с другой – определяемые нацио­нальным своеобразием культуры, быта, педагогики.

Игрушка явилась предметом научного исследования лишь в конце 19 — начале 20в. Интерес к игрушке прежде всего про­явили не искусствоведы и не педагоги, а этнографы, которые ста­ли собирать и изучать, игрушку как памятник материальной куль­туры и быта, начиная от древнейших народов, первобытной куль­туры и до наших времён. Замечательны коллекции игрушек народов Азии, Африки, Америки, коллекции кукол в Парижском педагогическом музее, в музеях Нюрнберга, Берлина, Стокгольма, Парижа и др.

Из русских исследователей народной игрушки следует отме­тить Л. Г. Оршанского и Н. Д. Бартрама, основателя музея игруш­ки в Москве.

Величайшая правда и просто та народной игрушки, её большая выразительность и целесообразность сделали её полезной для вос­питания детей: она радовала, развивала, учила понимать окружа­ющую жизнь, помогала развитию игры. Эти качества сохраняют­ся в народной игрушке и в дальнейшем, с возникновением и разви­тием кустарного промысла.

И современный народный мастер, творец игрушки, по-прежне­му любит её, живет ею, любовно и заботливо работает над ней.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка и смыс­ловым образом, и незамысловатой, но остроумной техникой дви­жения, звучания, и своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки – это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в ярких оборках, пятни­стые и полосатые кони).

Народная игрушка говорит о том, что народ – тонкий психо­лог, умеющий видеть и понимать ребёнка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями.

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эсте­тически развивает, но и даёт простор творческой игре, ориентиру­ет в окружающей жизни и учит ребёнка труду и технике. Даже весёлая игрушка иногда подсказывает ребёнку сюжеты из трудо­вой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т. д.), не говоря о «самоделке», на которой ребёнок учится работать с различными материалами и видами труда: шитьё на кукол, создание мальчи­ками орудий для охотничьего, рыболовного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «бурач­ков», коробочек из бересты и т. п. Всё это через игрушку посте­пенно вводит ребёнка в трудовую жизнь взрослых.

Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособ­ляться к вкусам детей, несёт ребёнку большую художественную культуру народного творчества. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и чёткая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность; то неудержимая яр­кость, то благородная сдержанность в подборе цвета, что связано с местными традициями в народном искусстве.

Следует помнить, что, пожалуй, никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке нацио­нальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, ко­торую он любит, с которой он охотно играет.

Классификация игрушек.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких её классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А. Аркину, уже в первой половине 20 столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика»

В своей классификации Е.А. Аркин выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

  1. звуковые игрушки — трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;
  2. двигательные игрушки — лук, стрелы, бумеранги и т.д.;
  3. образные игрушки — изображения животных и куклы;

Однако эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребёнка, так как не раскрывает особенности её развивающего воздействия на психику ребёнка.

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребёнка:

  1. игрушки моторно-спортивные — мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. – способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
  2. игрушка сюжетная – люди, животные, транспорт, мебель и пр. – содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребёнок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
  3. творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. – развивает конструкторские способности и изобретательство;
  4. техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. – также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
  5. настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счёта, организуют детский коллектив в играх с правилами;
  6. весёлая игрушка — прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;
  7. музыкальные игрушки — поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией — служат средством развития музыкального слуха;
  8. театральная игрушка — теневой театр, театр игрушек марионеток – подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.

В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

1) игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

2)игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки — изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребёнка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребёнок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребёнок получает так называемые дидактические, то есть обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребёнок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся народные игрушки – мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, матрёшки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень сильно изменили свой внешний вид.

Например, игрушки-вкладыши имеют самые различные формы: геометрических фигур, фруктов и овощей, очертаний различных животных. Русские матрёшки неоднократно меняли цвет и узоры на своих «нарядах». Но, несмотря на эти изменения, неизменной осталась обучающая функция этих игрушек. Русскую матрёшку педагоги и сейчас рассматривают как классический дидактический материал. С её помощью ребёнка можно научит сравнивать предметы по высоте, ширине, объему, цвету. Сама конструкция матрёшки и всевозможных игрушек-вкладышей предоставляет ребёнку возможность самоконтроля: попробуйте неправильно собрать матрёшку – не удастся, только вкладывая в большую меньшую, ребёнок может последовательно сложить все фигурки в одну. Поэтому такие игрушки часто называют автодидактическими.

В этом же возрасте ребёнок получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребёнок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребёнка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребёнка к игре, вызывают эмпатийное поведение – радость и доброжелательность.

Кроме фактуры материала большое значение для ребёнка имеет размер игрушки, её пропорции и цвет.

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребёнка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

  1. «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие — белые, золотистые, рыжие, чёрные — волосы. Среди них выделяются куклы для любования — в рост человека и средних размеров;
  2. «характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;
  3. куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребёнок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;
  4. этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

В последние годы игрушки начинают рассматриваться с точки зрения психотерапевтического воздействия на ребёнка, поэтому появляются другие классификации игрушек. Возникло новое направление – куклотерапия, использующая в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого (родителя, педагога, психолога, врача).

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби — кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной семьи ребёнка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств.

К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребёнка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребёнок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребёнка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить — все это даёт возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность представить всё многообразие современных игрушек, понять, что они не только способствует появлению у ребёнка определённого типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию), но и помогают ребёнку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

Анализ современных игрушек.

Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим, какой социальный опыт помогут усвоить детям современные игрушки.

Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение общественности, как в нашей стране, так и за рубежом.

Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи В.К. Лосева и А.И. Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли — роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребёнком. Освоение этой роли на эдиповой фазе (3 — 5 лет), для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, даёт ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в её сознание, создать чувство собственной неадекватности.

Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребёнка, психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей её дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.

За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Они, как указывалось выше, имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если раньше на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребёнке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих своим поведением реалии российских отношений, пришли герои зарубежных – американских и японских – мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов?

Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулы, которым мог бы позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, покемоны. Всех их можно отнести к сказочным персонажам, но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.

Таким образом, современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.

На прилавках магазинов игрушек покемонов можно встретить в виде... игрушек для купания маленьких детей, наряду с традиционными уточками, мячиками, лодочками и т.п. Малыши с радостью принимают любые игрушки, не подозревая ничего о «заданности образа». У многих детей игрушки, полученные в детстве, переходят в разряд любимых. Взрослые при этом не подозревают, что в младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление (импритинг), то есть образ объектов фиксируется у ребёнка на подсознательном уровне. Естественно предположить, что в более старшем возрасте, когда обладатель такой игрушки увидит её на экране телевизора в качестве героя мультфильма, «сработает» другой механизм усвоения социального опыта – идентификация, который поможет принять «к руководству» все особенности поведения своего любимца.

Е.А. Флерина говорила о том, что «тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры и педагогических взглядов».

Требования к игрушкам.

Требования к игрушкам разрабатывались на протяжении длительного времени. В связи с тем, что игрушка имеет большое значение в жизни ре­бёнка и оказывает разностороннее развитие на его личность и деятельность, оценивалось воспитательное значение игрушек, их содержание, форма, ху­дожественная выразительность образа, безопасность для здоровья. Поэтому в разработке требований к игрушкам принимали участие педагоги, худож­ники, гигиенисты.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки.

Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельно­сти ребёнка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффек­та.

Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения её объек­тивных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.

Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здо­ровья — первые и совершенно необходимые требования. При их отсутствии, Т.е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребёнка, дальней­шую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно.

Игрушка должна быть динамичной, давать детям возможность произ­водить разнообразные действия.

В игрушках может быть отражён и здоровый юмор, весёлое, забавное отношение к оригиналу, но без осмеяния, карикатуры.

Гигиенические требования к игрушкам предусматривают безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке.

Подбор игрушек для разных возрастных групп.

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатыва­ния, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны и просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития. Игрушки должны способствовать развитию воспри­ятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д., понимая и употребление слов, обозначающих различные свойства и качества.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача, и т.д.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо в поле и т.д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сю­жетов: игры в «театр», «школу», «зоопарк» и другие. Широко должны быть представлены технические игрушки.

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к спортивным играм. Движе­ния у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, и другие спортивные игрушки.

Большое значение приобретают театральные игрушки: костюмы и от­дельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и другие.

Заключение.

Игрушка является важным фактором в воспитании ребёнка. Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребёнка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребёнка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребёнка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребёнка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

Ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.

Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребёнку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребёнка. Ребёнок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребёнок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Список использованной литературы.

  1. Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета. -2000. -№16/17
  2. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1980.
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1998.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учеб. для пед. ВУЗов. — М.: Издат. центр «Академия», 2000.
  5. Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. — 1997 — №5.
  6. Стеркина Р.Б. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек // Дошкольное воспитание. -1995. -№9.
  7. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1973
  8. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб., 1998.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1999.
  10. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.
  11. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9.
  12. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 1979.
  13. Российский Этнографический музей – детям. пособие для воспитателя детского садаС. Пб. «Детство-пресс» 2001
  14. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. – М.: Просвещение, 1983.
  15. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988
  16. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М.: Просвещение, 1987.
  17. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980.
  18. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982.
  19. Менджерицкая Д. В. Флерина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3.
  20. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997.
  21. О.Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие / С.-Пб. «Детство-Пресс» 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год