Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
Психология
Автор: Тихомирова Татьяна Леонидовна   
03.05.2016 22:20

Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.

Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная, cистемно — организованная деятельность, в процессе которой создаются социально – психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  • Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  • Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности
  • Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Общими Задачами психолого – педагогического сопровождения являются:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Все дети проходят определенные стадии развития. Но темп их прохождения у каждого ребенка строго индивидуален. Индивидуальные различия у детей одного возраста неизбежны. Каждый р-к развивается и растет по своему, у него особый темперамент, стиль восприятия и своя семья. Эти индивидуальные различия необходимо учитывать при организации педагогического процесса, ориентированного на ребенка, чтобы выявить степень развития детей по всем видам деятельности. С этой целью в начале учебного года проводится мониторинг развития детей. Основная задача: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка по всем образовательным областям и намечать при необходимости индивидуальные маршруты по дальнейшему сопровождению для максимального раскрытия потенциала детской личности.

После проделанной диагностической работы начинает свою работу медико-психолого-педагогический консилиум. который представляют психолог, логопед воспитатели, руководители музыкального и физического развития Педагоги и специалисты анализируют результаты обследования, определяют дальнейшую стратегию в работе с детьми, родителями, педагогами. Составляется план комплексной помощи на каждого ребенка, определяется последовательность действий и уточняются сроки исполнения. Составляется перспективный план общих коррекционных мероприятий и график работы каждого специалиста.

Неотъемлемой частью сопровождения является развивающая среда. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, помогая индивидуально познавать окружающий мир и возможность заниматься самостоятельной деятельностью. Необходимо, чтобы среда была содержательно — насыщена, трансформируема, вариативна, соответствовала возрасту детей и содержанию программы.

Непосредственно образовательная деятельность тоже часть психолого – педагогического сопровождения. Она осуществляется по направлениям развития д-й (физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому, и художественно – эстетическому). Отличительной особенностью НОД в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач стоят и специальные коррекционно — логопедические задачи непосредственно связанные с темой НОД. В НОД используются следующие общепедагогические технологии: развивающее обучение, которое включает в себя — игровое обучение, проблемное, дидактическую, личностно-ориентированный подход,, метод проектов, технологию интегрированного обучения, технологии индивидуального обучения. Разрабатываются комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, практически по всем образовательным темам и подбираются дидактические материалы по изучаемым темам, включая разнообразные задания на профилактику и коррекцию речи.

Индивидуальная и самостоятельная деятельность составляют существенную часть в течении целого дня во всех режимных моментах. Они направлены на коррекцию индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников создающие определенные трудности в овладении программы. Чтобы не разрушить способность к самостоятельному творческому поиску работа должна вестись в форме свободных игр. В качестве развивающей процедуры детям может быть предложена работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики — рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, пазлов). В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.

Следующим шагом сопровождения является тесное взаимодействие с семьями воспитанников, так как это одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом.

Для привлечения родителей к управлению воспитательно — образовательным процессом используются:

  • информационные стенды;
  • фотостенды;
  • уголки для родителей;
  • папки-передвижки;
  • родительские собрания;
  • консультации и беседы — где специалисты и воспитатели знакомили родителей со спецификой своей работы, с индивидуальными особенностям развития ребенка, давали консультации, рекомендации, советы.
  • дни открытых дверей
  • тематические выставки;
  • газеты для родителей участие в экскурсиях, праздниках, развлечениях — совместные субботники по благоустройству территории, оформлению группы

Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно – развивающей работой с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи каждому ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год