Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Трудности и проблемы в развитии детей-дошкольников "Вербализм"
Психология
Автор: Лариса Чудинова   
24.05.2014 18:23

Трудности и проблемы в развитии детей-дошкольников ВербализмВербализмом в психологии называют определенный тип развития познавательных процессов, который характеризуется высоким уровнем развития речи и относительно низким уровнем мышления (особенно-наглядно-образного). Дети, характеризующие вербализмом, выделяются на фоне сверстников. Они легко и безболезненно вступают в контакт с незнакомыми, демонстрируют недетскую осведомленность в различных сферах жизни. Это очень «светские» дети – они охотно беседуют на разные темы (причем предпочтительно со взрослыми), поражая при этом неискушенного собеседника необычной, не по возрасту информированностью, эрудицией.                                                                             
Но в процессе беседы становится ясно, что мыслят они «штампами». Обладая высоким уровнем развития речи, мышление таких детей развито плохо. Их познавательные интересы поверхностны и неустойчивы. Они запоминают только то,  что может пригодиться в беседах.
Со сверстниками они малообщительны,  в основном сами избегают общения, так как у детей, характеризующихся вербализмом, интересы узконаправленные, а специфические  детские виды деятельности развиты плохо. Другими словами им не интересно с другими детьми.
Самооценка таких детей, как и уровень притязаний, достаточно высоки. Они охотно берутся за дело, но чаще всего благие намерения заканчиваются пространными рассуждениями.
Их общение носит формальный характер, так как их не интересует собеседник как человек со своими чувствами и переживаниями. Такие дети ищут лишь объект, который мог бы по достоинству их, оценить, которому они могли бы продемонстрировать свое превосходство.
Когда такой ребенок приходит на психологическое обследование, он обычно позитивно настроен: активно общается с психологом, начинает задавать вопросы уже с порога (причем часто не дожидаясь ответа). Это закономерно, так как вербализм часто сопровождается повышенной демонстративностью. Если взрослый предлагает выполнить какое-либо задание, ребенок активно соглашается, но не делает его, рассказывая вместо этого различные истории. Задания рисуночных методик («Рисунок человека», «Рисунок семьи») не выполняется самостоятельно, без побуждения психолога. Ребенок при этом может говорить на разные темы                ( «Давайте, я вам лучше расскажу как мы с мамой ходили в зоопарк», «А мне вчера мама читала книжку» и т.п.). Рисунок выполняется, как правило, на низком уровне.
Рассмотрим истоки возникновения вербализма. Известно, что он формируется уже в раннем дошкольном возрасте, в тех случаях, когда основным средством общения взрослых с ребенком становится слово вне предметного контекста. Родители делают акцент на развитие речи ребенка в ущерб детским видам деятельности, в том числе игре, которая отвергается как несерьезное времяпрепровождение. Родители включают ребенка во взрослые разговоры, поощряя его серьезность. Они ошибочно полагают, что высокий уровень развития речи ребенка свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития в частности и личности в целом. От такого воспитания страдает прежде всего нравственная сфера личности ребенка, который не умеет  адекватно оценить себя и других.
К сожалению, в последнее время формирование вербализма связано не только с сознательной установкой родителей на усиленное развитие речи, но и с социальной ситуацией: игры и занятия с детьми занимают много времени, а поговорить с ребенком можно и в транспорте, и на прогулке, и перед сном.
Неудивительно, что в результате такого общения у ребенка формируется устойчивая тенденция к речевой деятельности. При малейших затруднениях в продуктивной деятельности ребенок подменяет ее вербальной, так как, во-первых, он в ней успешнее, а во-вторых, получает высокую оценку взрослых. Вследствие этого нарушается развитие предметной деятельности, она постепенно вытесняется вербальной активностью.
Трудность работы психолога с семьями таких детей заключается в том, что родители искренне верят в правильность стратегии воспитания своего ребенка, а его трудности во взаимоотношениях со сверстниками склоны относить к непониманию исключительности их ребенка. Поэтому задача специалиста – показать им истинную картину развития ребенка, возможные варианты его дальнейшего развития, последствия воспитания в этом же стиле. Вполне вероятно, что реакция родителей будет негативной и они откажутся от услуг психолога. Но возможно, что они согласятся с необходимостью изменения стиля взаимоотношений с ребенком. В этом случае им важно объяснить роль игры в развитии ребенка ее возможности и потенциал. Необходимо вернуть ребенка к продуктивной деятельности. Это могут быть занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и т.д. Специфика вербализма определяет и специфику таких занятий – слово должно активно включаться в процесс выполнения различных заданий. Например, если ребенок рассуждает о кошках вообще, можно предложить ему нарисовать кошку, слепить ее из пластилина и т.д.
Следующая рекомендация связана с изменением стиля общения родителей с ребенком. Важно не поддерживать беспредметные разговоры детей, внимательно следить за своей речью, избегая частого употребления абстрактных слов. Важно постепенно переориентировать ребенка, учить его ценить в людях доброту, честность, а не умение красиво говорит. Естественно, начинать взрослые должны с собственных оценок.


Веракса А.Н.Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.-128с.
Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Изд. 7-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 314с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год