Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «В мире эмоций»
Психология
Автор: Гусева Марина Владимировна   
20.05.2015 22:01

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «В мире эмоций»Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «В мире эмоций»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5 «Звёздочка»

Составила: Воспитатель М.В. Гусева г. Переславль-Залесский 2014 г.

«Это не сентиментальность, когда ребенок считает, что игрушечный автомобиль с поломанными колесиками страдает от боли так же, как израненный птенец, — это отзывчивость, основа доброты и поэтичности».
В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка:

 

Скачать конспект

Скачать приложение

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальней и значимей. И физическое, и психологическое здоровье ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дошкольный возраст – это период активного эмоционального развития. Основные новообразования дошкольного возраста: формирование устойчивой системы ценностных эмоциональных отношений в соответствии с различной значимостью для ребёнка объектов окружающего мира (такими объектами выступают люди, предметы, образы, идеи и представления, действия); оформление эмоциональной (аффективной) децентрации – способности к эмоциональному сопереживанию другому человеку; формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средствами их осознания. Одним из основных эмоциональных новообразований дошкольного возраста является механизм эмоционального предвосхищения. Основой эмоционального предвосхищения выступают различные формы мотивационно-смысловой ориентировки, которая осуществляется как проигрывание в воображаемом плане различных вариантов поведения и прочувствование смысла его последствий для самого ребёнка и других людей.

Выделяют следующие психологические механизмы, которые лежат в основе формирования эмоций: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредование, эмоциональное обуславливание. Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание. Особую роль при эмоциональном обуславливании играют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию. Это игра и восприятие произведений искусства (музыки, литературы, театра и др.). Идентификация себя с ролевыми образами в игре, с переживаниями персонажей и автора в воспринимаемых произведениях расширяет эмоциональный опыт детей.

Именно поэтому в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребёнка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности.

Театрально-игровая деятельность – это обобщённое понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно со взрослыми или самостоятельно. Эти игры могут быть различны по организации и задачам:

  • режиссёрские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребёнок создаёт сцены и театрализованное действие, изображая роли всех персонажей и используя в качестве выразительных средств интонацию и мимику). Этот вид игр включает в себя как настольно-театрализованные (театр игрушек, плоскостной), так и стендовые (стенд-книжка, фланелеграф)

- образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, бибабо) и без них, где дети разыгрывают роли через драматизацию.

Своеобразие театрализовано-игровой деятельности проявляется в сочетании как зачатков ролевой игры, так и зачатков театрального искусства. Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (по сюжету сказок, стихов, рассказов).

Эмоциональная сфера детей 6-7 лет имеет следующие особенности: недостаточно сформированы представления об эмоциональной жизни человека, не понимают и не соотносят эмоциональный контекст с ситуацией, имеют повышенный уровень эмоционального неблагополучия в виде устойчивых форм негативного эмоционального реагирования (наличия тревожности, негативизма, конфликтности) и трудностей эмоциональной регуляции поведения. Большое количество дошкольников с тяжёлыми формами речевого недоразвития, заикания, различными задержками психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, с гиперактивностью и дефицитом внимания, проблемами эмоциональной нестабильности (частые перепады настроения, агрессия, неумение вести себя и т.д.). Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребёнка, при этом выполняя коммуникативную (обеспечивающую коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки), регулятивную (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния), катарсистическую (очищающую, освобождающую от негативных состояний) функции.

Участие ребёнка в совместной художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребёнок в коллективе проявляет свои индивидуальные особенности, что способствует формированию его внутреннего мира, утверждению в нём чувства его социальной значимости.

Театрально-игровая деятельность обладает возможностями не только развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребёнка, но и способствует становлению его личности, поскольку участие в этой деятельности создаёт условия и возможности для социальной адаптации детей, а также приобщения их к художественной культуре.

Ожидаемые образовательные результаты.

  • Дети умеют распознавать эмоции по мимике (радость, гнев, удивление, печаль), выражают сопереживание и сочувствие.
  • Дети умеют регулировать своё эмоционально-чувственное состояние, у них нивелируются отрицательные эмоциональные состояния.
  • Дети умеют работать в коллективе, готовы к сотрудничеству.
  • Речевой аппарат детей развит соответственно возрастной норме.
  • Дети готовы пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (умеют говорить грустно, радостно, сердито, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).
  • Дети знают театральные термины и профессии (сцена, актёр, режиссёр, гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр и др.).
  • Дети умеют вести себя на сцене и в театре.
  • Дети владеют разнообразными средствами общения и способами конструктивного взаимодействия с взрослыми и детьми.

Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театральной деятельности.

Задачи программы:

  • Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей средствами эмоциональной выразительности, стимулирование эмоционального отклика при восприятии ими эстетических произведений.
  • Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Формирование и актуализация у детей представлений об основных эмоциональных модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины).
  • Формирование у дошкольников языка эмоций, то есть вербальных обозначений эмоций, их произвольного опосредованного выражения (развитие эмоциональной регуляции с функцией контроля за выражением эмоций и поведением).
  • Развитие социальных эмоций (эмпатии, нравственных эмоций, эстетических переживаний, интеллектуальных эмоций), эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребёнка.
  • Создание условий для открытого проявления эмоций и чувств различными способами (словесными, физическими, творческими и др.); помочь в преодолении имеющихся отрицательных эмоций (страха, гнева и др.), препятствующих полноценному личностному развитию.
  • Укрепление у ребёнка уверенности в себе и в своих силах.
  • Нивелирование отрицательных эмоциональных состояний.
  • Снижение уровня тревожности, снятие существующих страхов, обучение произвольной саморегуляции.
  • Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.
  • Открытие у ребёнка собственных резервов для преодоления и устранения тревожности, замкнутости.
  • Снижение психологической напряжённости.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Средства и методы коррекционного воздействия

  • Ритуалы начала и конца занятия.
  • Кукольный театр.
  • Драматический образно-ролевой спектакль.
  • Словесная режиссёрская игра.
  • Игры-этюды.
  • Психогимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Психокинетическая разминка.
  • Игровая терапия.
  • Сказкотерапия.
  • Арттерапия.
  • Цветотерапия.
  • Изотерапия.
  • Беседа.
  • Дидактическая игра.
  • Кинетическая разгрузка.
  • Тренинг.
  • Психологическое вхождение.
  • Релаксация.
  • Рефлексия.
  • Чтение художественной литературы.

Тематический план занятий по программе «В мире эмоций»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год