Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Особенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста непринятых детской группой
Психология
Автор: Карягина Людмила Александровна   
20.05.2015 18:47

Особенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста непринятых детской группойОсобенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста непринятых детской группой

Л. А. Карягина, О.Ю. Зайцева Факультет педагогики Педагогический Институт Иркутского Государственного Университета, Иркутск

Давно известно и доказано многими исследователями, что основы личности закладываются в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребенка складываются представления о своем собственном «Я» и стремление сохранить и защитить его целостность. Стремление быть понятым и принятым социумом и неумение устанавливать желаемые отношения вызывают у ребенка чувство тревоги, а тревога, в свою очередь, является фактором психологической защиты.

 

В зарубежной психологии изучению формирования и определения психологической защиты были посвящены труды З. Фрейд, К. Хорни, А. Маслоу. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались не менее известные авторы И. М. Никольская, Р. М. Грановская.

Каждый из авторов по-своему идентифицирует понятие «психологическая защита», проанализировав данные понятия, можно сказать, что понятие «психологическая защита» и «защитные механизмы» идентичны, следовательно, можно сказать, что психологическая защита обладает двумя категориями средств: способы психологической защиты – средства психологической защиты, выраженные во внешних действиях интерпсихического характера, направленные на устранение или снижение субъектом ущерба, который может быть нанесен другим субъектом; защитные механизмы средства психологической защиты, выраженные во внешних действиях интерпсихического характера, направленные на ослабление чувства тревоги различной этимологии.

Можно сказать, что две этих категории средств лежат в основе защитного поведения личности на разных этапах самосознания. Способы защитных механизмов функционируют на индивидном уровне, а механизмы — на личностном уровне.

По мнению исследователей А. Адлера, К. Хорни, Э. Эриксона, именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется система защитного поведения, которая оказывает большое влияние на личность ребенка. В данном возрасте определяются базовые защитные стратегии поведения, уже к 5 — 6 годам ребенка можно определить его основную защитную стратегию, как по внешнему, так и по внутреннему плану действий. В совокупности они обеспечивают личности успешность и неуспешность межличностной активности, выполняют функцию регуляторов поведения, влияют на эмоциональную стабильность, обуславливающую процесс адаптации и социализации личности.

Проблема способов психологической защиты детей является актуальной для детей старшего дошкольного возраста, так как это период для поиска своего положения и личного статуса в группе сверстников и взрослых, что приводит к его межличностной тревожности. В этом возрасте для дошкольника очень важна оценка сверстника, взаимное сотрудничество, совместные игры. Очень часто, дети, которых не приняла группа становятся весьма тревожными и у них, обычно, наблюдаются пассивные способы психологической защиты: уход, замирание, блокировка, реже: агрессия и управление.

Защитные механизмы возникают у ребенка по нескольким причинам: 1) усвоение демонстрируемых родителями образцов защитного поведения; 2) негативное воздействие, как со стороны родителей, так и со стороны сверстников. В первом случае, семья выступает, как психолого-социальный посредник общества, призванного с помощью внешнего вмешательства помочь ребенку актуализировать его защитные механизмы как средство его социальной адаптации в обществе.

При негативном воздействии родителей имеется в виду недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка. То есть, если мама неправильно и непостоянно ухаживает за своим ребенком, то у ребенка быстро развивается болезненное состояние напряжения, а если родители, наоборот, чересчур опекают своего ребенка, то в данном случае они настраивают ребенка на позицию «наш ребенок всегда прав» психологической защитой и родителей и ребенка будет являться агрессия.

При негативном воздействии сверстников имеется в виду дефицит общения со сверстниками. В этом случае ребенок становиться весьма тревожным, застенчивым и закомплексованным.

Недостаточная определенность защитных проявлений детей с повышенной тревожностью и особенности протекания процесса психологической коррекции неадекватных и неконструктивных способов защиты свидетельствует о необходимости углубленного изучения данных явлений в психологической науке.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год