Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.
Психология
Автор: Кравцова Александра Александровна   
10.04.2015 10:07

Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.

Опирая на новые требования ФГОС дошкольные учреждения должны их своих стен выпускать по новому подготовленного ребенка.

Учитывая это работа педагога психолога должна измениться, должен измениться сам подход и мишени работы специалиста.

В связи с этим меняется центральная задача работы педагога – психолога с детьми. Правильным будет, выявление специалистом дефицитарной психической функции на разных этапах онтогенеза, развитие компенсаторных механизмов, а так же исследование динамики развития высших психических процессов, разработка индивидуальных методов профилактики и коррекции неуспешности детей.

 

Скачать конспект

Самый пик проявления неблагоприятных особенностей раннего развития ребенка (как психофизиологического так и социального) приходится на конец дошкольного – начало школьного возраста. Что выражается неготовности ребенка к школьному обучению.

Луриевская концепция о трех функциональных блоках мозга (А. Р. Лурия, 1973а) говорит о том, что в основе неуспешности детей в старшем дошкольном и младшем школьном периоде могут лежать как когнитивные, моторные и регуляторные функциональные недоразвития. (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978). А.Р. Лурия выделей три функциональных блока мозга. Блок энергетический, его функция состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций. Второй блок приема, переработки и хранения информации. Третий блок програмирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности. Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии.

Основываясь на этом в своей работе можно разделить профилактическую и коррекционную работу на эти три направления.

Развитие и коррекция: моторики, когнитивной сферы, регуляторных функций (развитие вербальной регуляции произвольного Действия (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978).

Все групповые и индивидуальные занятие с детьми должны содержать в себе обязательные задания из каждого блока. Опираясь на средний возрастной диапазон концентрации внимания у детей на одном виде деятельности, упражнения и задания подбираются наиболее информативные и времясберегающие, тем самым обеспечена глубина и компактность занятий. Игровая форма занятий компенсирует дефицит игровой деятельности детей.

Алгоритм занятия с детьми старшей группы в возрастном диапазоне 4,5- 5,5 лет.

Для данного возраста характеры удержание внимания на пассивном виде деятельности около 15 минут, после чего необходима динамическая пауза.

Время занятий 25 минут.

Ввод в занятие. Дыхательные упражнения на соморегуляцию, это позволит детям снять излишнее возбуждение и повысить концентрацию внимания, это занимает около 5 минут. Сюда может входить дыхательная гимнастика по Стребелевой.

I. Задания на развития когнитивной сферы занимают 10 минут. Развитие высших психических процессов т.е памяти, мышления и внимания могут проводиться в устной — диалогово- игровой форме или письменной с индивидуальным раздаточным материалом. Задания могут быть индивидуальные, в диадах или подгрупповые.

II. Упражнения на развитие моторики и сенсорного восприятия. Сюда входят пальчиковые игры соответствующие возрасту и подразумевающие развитие не только моторики, но и развитие межполушарного взаимодействия, внимания, активизации и пополнения активного и пассивного словаря ребенка. Задания на зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Упражнения делаются в течение 10 минут.

III. Двигательные упражнения на саморегуляцию.

Примерный перечень игр.

Регуляция и контроль.

Слушай хлопки — 1. По хлопку руководителя можно беситься, кричать, бегать, прыгать. Как только ещё один хлопок, нужно замереть и ждать следующего хлопка.

После этого объяснить детям, что вы будете считать до 10 – дети должны тихо подойти к вам и сесть, только после того, как вы досчитаете до 10.

Слушай хлопки — 2. Дети, совершая различные действия (бегают, прыгают), должны по определённой инструкции останавливаться, приседать или вставать на одну ножку по хлопку ведущего в ладоши.

Слушай хлопки — 3. Бег по большому кругу с остановками по хлопкам. На 1, 2, 3 занятиях. 1 хлопок – остановка; 2 – хлопка – упасть; 3 хлопка – остановиться и хлопнуть в ладоши. Сначала даётся инструкция: Потом спрашивать, как запомнили. Через 3 занятия изменить инструкцию.

Когнитивная сфера.

«Я положил в мешок … Игра на развитие памяти. Начинает игру руководитель. Он говорит: «Я положил в мешок яблоки». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь, например: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Следующий ребёнок опять повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. Следующий по порядку ребёнок продолжает. И так далее. Руководитель участвует в игре.

Можно просто добавлять по одному предмету из слов, обозначающих какое-либо понятие (например: фрукты, овощи и т.п.. Можно подбирать предметы по алфавиту, по цвету, усложняя задание.

Можно использовать другую фразу: «В саду у бабушки растут…» Порядок игры тот же. А также: «В машину погрузили…».

"Предметы с различной фактурой поверхности". Покажите, назовите и дайте потрогать детям материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите им ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

"Загадочный контур". Руководитель рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т.д.) она похожа. Таким образом, развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

«Эмоции». Один ребёнок молча изображает разные эмоциональные состояния человека. Остальные угадывают.

"Ощупывание и распознавание предметов". Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Так же в продаже существуют готовые мешочки с деревянным фигурками. Дети должны на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом они должны ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Развитие моторики и сенсорного восприятия.

«Замок». Можно выполнять стоя или сидя. Сложить руки в «замок».

На двери висит замок -
Кто его открыть бы смог?
Потянули (тянуть руки в разные стороны, не разжимая пальцы)
Покрутили (крутить кистями, не разжимая пальцы)

Постучали (пальцы сцеплены, ладони стучат друг об друга)
И открыли… (пальцы разжимаются, расслабить кисти).

"Предметы с различной фактурой поверхности". Покажите, назовите и дайте потрогать детям материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите им ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

"Загадочный контур". Руководитель рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т.д.) она похожа. Таким образом, развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

Перешифровка.

  1. Сесть в кружок. Взяться за руки. По кругу – пожатие руки несколько раз и передача другому.
  2. Так же, но руки наперекрест. Пожатие только правой рукой или только левой рукой по кругу. У замыкающего круг спрашивать сколько до него дошло.
  3. Сесть в кружок. Ладони перекрёстно лежат на своём колене и колене соседа. Стучать по коленке сидящего рядом ребёнка сначала по часовой стрелке и затем против часовой стрелки, передавая стук по кругу.

«Закончи слово». Дети стоят в кругу. Первый ребёнок кидает мяч кому-либо из детей и говорит начало любого слова (например, «само…»). Поймавший мяч должен продолжить слово ( «…кат»), и, бросая мяч следующему ребёнку, назвать первую половину другого слова, и т.д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год