Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
Психология
Автор: Писарева Татьяна Станиславовна   
07.04.2015 09:16

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речиОсобенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи

Учитель-логопед ГБОУ Школы № 2090 СП 5 г. Москвы Писарева Татьяна Станиславовна

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека.

Эмоцию дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности. Играя управляющую роль поведением и деятельностью человека, эмоции выполняют разнообразные функции: защитную, мобилизирующую, переключающую, компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую, которые часто совмещаются друг с другом.

 

Эмоции защищают нас от опасности, предостерегают от нее. Они способствуют мобилизации сил организма. Под влияние позитивного эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. И, наоборот, под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. Также благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состоянии друг друга и лучше перестраиваться на совместную деятельность и общение.

Большое значение в развитии эмоциональной сферы здорового ребенка и ребенка с общим недоразвитием речи играет предупреждение негативных переживаний, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут привести к развитию эмоционального неблагополучия, к формированию отрицательных черт характера. Появившись под влиянием определенных причин отрицательные эмоции дезорганизуют психическую деятельность и их общение со сверстниками, что оказывает влияние на весь ход последующего развития ребенка. Такие эмоции могут способствовать образованию негативной жизненной позиции и в конечном итоге вызвать задержки в общем психическом развитии ребенка.

Эмоциональные особенности ребенка обусловлены воздействием ряда факторов, в том числе темпераментом, динамикой отношений. В результате этих воздействий возникают относительно устойчивые формы поведения составляющие, по данным Л.И. Божович (1968 г), основу формирования характера ребенка. Так, свойственные ребенку, положительные эмоциональные реакции (удовольствия, радости, восхищения, симпатии, сострадания и т.п.) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, жизнерадостность, доброжелательность, великодушие, благородство и др. Если же закрепляются отрицательные переживания – раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх и т.п., то при определенных условиях это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т.д.

Опыт работы врачей, логопедов, воспитателей и других специалистов с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, свидетельствует об опасности закрепления у них отрицательных состояний. Помимо развития у данных детей нежелательных черт, эти состояния будут способствовать также нарушению адаптационных механизмов, повышению заболеваемости, возникновению неврозов и других пограничных состояний. Так, по наблюдениям В.Н. Власова, повышенная заболеваемость детей в детском саду зависит от неблагоприятного для ребенка психологического климата, вызывающего тяжелые переживания. При этом ряд авторов утверждает, что травмы, наносимые здоровью ребенка различными негативными факторами, тем опаснее, чем он моложе по возрасту. В этих случаях у ребенка возникают общие соматические расстройства; иногда наблюдается истерические реакции, расстройства вегетативной нервной системы (ночные страхи и пр.). особенно страдают дети, перенесшие перед этим каки -либо заболевания, оставившие в организме ребенка определенное слабое место – «место наименьшего сопротивления». Именно оно первым реагирует на вредные воздействия извне; в дальнейшем эта реакция, как правило, закрепляется.

Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувство. Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним.

Низкий уровень развития эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи во многом может затруднять процесс усвоения знаний, умений и навыков. Такие данные указывают на необходимость своевременного выявления уровня эмоциональной сферы детей с ОНР с целью контроля, а при необходимости адекватного применения мер коррекционного и развивающего характера. Мы предлагаем использовать на фронтальных и индивидуальных занятиях следующие виды заданий и упражнений, направленные на развитие эмоциональной сферы:

  • беседы о различных эмоциональных состояниях (радости, страхе, грусти, злости и т.д.)
  • упражнения–этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики отдельных эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний
  • рисование различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры
  • чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок
  • составление рассказов на заданную тему, отражающих эмоциональные переживания ребенка.

Нужно отметить, что наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия, но и вызывают их. Окружающий мир природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно — творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Этические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое и жизни, искусстве, литературе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год