Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием моментов игры-драматизации «Осень – грустная подруга». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Васенева Оксана Владимировна | |||
13.10.2015 09:48 | |||
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием моментов игры-драматизации «Осень – грустная подруга». Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №72 общеразвивающего вида г. Томска Воспитатель: Васенёва О.В. Хамзина Р. С. Цели и задачи:
Оборудование:
Картина В.Янова «Осень», коробочки с разноцветными листьями, накидки и головные уборы для осени и осенних месяцев, д/игра «Наряди березку», Ворона, письмо от осени, музыкальное сопровождение: Вивальди «Времена года», П.И. Чайковский «Времена года», листья-загадки, кисть с красками. Ободки с изображением деревьев. Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворений русских и зарубежных поэтов об осени, чтение и пересказ рассказов Бианки, Пришвина. Наблюдения на прогулках, исследовательская деятельность. Ход занятия: Организационный момент: Чтение стихотворения Е.Трутневой «Осень». Я слышу шум и шорох по дороге. Ах, это осень вытирает ноги. Я люблю её давно. Гостью дорогую. Как заглянет к нам в окно – и не жду другую. Здравствуй осень, говорю осени с почтеньем. Хочешь, чаю заварю, угощу вареньем. Любит осень посидеть, рядом с самоваром. У самой красны как медь, щеки пышут жаром. Любит осень песни петь, хлопотать по дому, Любит в поле ворошить, желтую солому. Любит осень погрустить, а как нагруститься, В белоснежную постель любит завалиться. Цель: Прививать детям любовь к художественному слову, тренировать память и внимание, развивать фонематический слух, расширять и активизировать словарь детей, развивать грамматический строй речи, закрепить знания детей о приметах осени в различный временной период. Воспитатель: О каком времени года говорилось в этом стихотворении? (об осени) Какие приметы осени описаны в этом стихотворении? (дети перечисляют приметы осени). Какие приметы из перечисленных, мы можем отнести — к ранней, золотой, поздней осени? (объяснения детей) Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в словесную игру «Подбери действие». Цель: Продолжать совершенствовать навык детей использовать в речи глаголы, совершенствовать грамматический строй речи. Листья осенью (что делают?) — желтеют, краснеют, опадают, шелестят, кружатся, стелятся… Дождь осенью (что делают?) — моросит, идет, стучит, шепчет, убаюкивает… Птицы осенью (что делают?) –улетают, собираются, готовятся… Урожай осенью (что делают?) — собирают, заготавливают, консервируют… Предлагаю поиграть в словесную игру «Подбери признак». Цель: Продолжать совершенствовать навык детей использовать в речи прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи. Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, сухие, красивые… Дождь осенью (какой?) — холодный, сильный, частый, грустный… День (какой?), а ночь (какая?) Воспитатель: Молодцы, все приметы назвали правильно. Ребята у каждого из вас есть картина. Посмотрите на неё и скажите, какое время года на ней изображено? (осень) Эту картину написал художник В.Янов. Давайте попробуем угадать, что думал художник, когда писал эту картину. Предлагаю нам сочинить рассказ. Каждый из вас должен придумать предложение по картине, но главная задача чтоб оно было продолжением предыдущего предложения. Рассказывание по картине «Осень». Цель: Продолжать учить детей составлять рассказ по картине. Тренировать внимание и память. Учить соблюдать логическую последовательность в рассказывании. Расширять и активизировать словарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи детей. Учить использовать в составлении рассказа собственные наблюдения. (рассказ детей) Воспитатель: Молодцы ребята наверняка именно эти мысли были у художника в процессе написания картины. Наш рассказ очень внимательно слушала любопытная птица. Как зовут эту птицу? (ворона). Ребята, она что-то держит в клюве – это письмо, но от кого же оно? Обратного адреса нет, но есть загадка. Если её отгадать, то мы узнаем от кого письмо. Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья! (осень) Правильно это письмо от осени. Но, вот беда. Письмо по дороге попало под дождь. Он размыл некоторые слова, и только вы сможете мне помочь его прочитать. Вы должны вставить подходящие по смыслу слова. Слушайте внимательно. Письмо от осени. Цель: Продолжать тренировать внимание детей. Учить соблюдать логическую последовательность при построении предложения. Совершенствовать грамматический строй речи. Актуализировать словарь детей. Развивать воображение и фантазию детей. На смену лету пришла (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч). Деревья надели (разноцветный наряд). (Красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет людей прятаться (по домам). Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму). Скоро белокрылая (зима) вступает в свои права. Воспитатель: Вы справились с заданием и мы прочитали письмо от осени. Прислушайтесь, какая волшебная музыка звучит. Эту музыку написал великий итальянский композитор Антонио Вивальди. В эту музыку он вложил свои мысли об осени. (Звучит отрывок из произведения А. Вивальди: «Времена года. Осень». Воспитатель переодевается в осень, и выходит к детям.) Сюрпризный момент Цель: Создать атмосферу чуда и волшебства. А так же благоприятную атмосферу для усвоения материала. Осень: Я, Осень! Как можно меня не любить! Скажите, за что не любить меня можно? Есть время чуть-чуть о былом погрустить, О будущем светлом гадать осторожно. Пустая беседка. Заброшенный сад. Слезинки на тонком ковре паутины. И шепчется ветер, и листья шуршат, И вкус горьковатый подмершей калины. Легко на душе и не ранят слова, Которыми кто-то случайно обидел. Он просто моей красоты не увидел. И в сказке простой не нашел волшебства. Здравствуйте, ребята! Вы конечно же меня узнали. Я – осень. Красавица, волшебница. Очень люблю приходить к вам в гости. Смотреть как вы играете. Я и сама не прочь поиграть. Позову ветер и начинаем игру с листьями. Вам тоже предлагаю поиграть. Сейчас я взмахну своей волшебной кистью, и вы превратитесь в листья, кленовые, дубовые, березовые. Пока ветер будет играть свою волшебную мелодию, вы будете кружиться, бегать, а как только музыка стихает, вы опускаетесь на землю около своего дерева. (игра повторяется три раза). Игра «Осенние листья». Цель: Стимулировать двигательную активность детей, развивать общую моторику детей, учить детей координировать свои движения в соответствии с темпом музыки. Учить играть в коллективе. Ориентироваться в пространстве. Закрепить знания детей названия деревьев, учить различать их по внешнему вида листа. Осень: Какой волшебный листопад. Сейчас я взмахну волшебной кистью и листочки превратятся в детей. Осень: Весело поиграли. Вот и мои мальчишки – осенние месяцы собирались к вам в гости, но где-то заигрались и поэтому задержались. Но стоит вам отгадать загадки про них, они тутже к вам прилетят. А загадки вам принесут ваши старые знакомые – осенние листья. Вот и первый лист. Если вы правильно назовете лист, то моя волшебная кисть поможет нам увидеть загадку. Цель: Закрепить знания детей названий деревьев, учить определять их по внешнему виду листа. Первый лист «березовый» (он круглой формы, желтый, резной, растет на березе) Осень волшебной кистью проявляет загадку, написанную воском. Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит. И богат он урожаем, Мы его конечно знаем. (сентябрь) Появляется сентябрь в желтой накидке, под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Сентябрь». В руках корзина с урожаем. Сентябрь: Опустел колхозный сад, Паутинки в даль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ В гости я сентябрь пришел! Здравствуйте, ребята! Я – сентябрь, первый осенний месяц. Предлагаю вам поиграть сомной. Игра «Третий лишний» Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о времени года «осень», её приметах. Учить выстраивать логические цепочки, анализировать и высказывать свое мнение. Осень: А вот и второй лист. Второй лист «кленовый» (он похож на ладошку или звездочку, он красного цвета, резной растет на клене) Осень волшебной кистью проявляет загадку, написанную воском. Осень: Королева ваша осень. Сейчас у вас конечно спросит:
Кто сыночек мой второй?» (октябрь) Появляется октябрь под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». В красной накидке с корзиной листьев. Октябрь: Все мрачней лицо природы. Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился Это я – Октябрь явился! Здравствуйте, ребята. Я октябрь второй осенний месяц. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Дождик», ведь дождик мой самый лучший друг. Подвижная игра «Дождик». Цель: Стимулирование двигательной активности детей, развитие общей моторики, координация движений с речью. Дыхательная гимнастика с использованием мыльных пузырей. К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу) Скачет дождик по дорожке (прыжки на другой ноге по кругу в другую сторону) В лужице – смотри, смотри (приседания руки перед собой) Он пускает пузыри (Надувают мыльные пузыри) (Игра повторяется два раза) Осень: Как весело вы играли. Посмотрите, а вот и еще один листок. Третий лист «дубовый» (он овальной формы, с плавными изгибами, он зеленого цвета до самого снега). Осень волшебной кистью проявляет загадку, написанную воском. Осень: Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало – Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи! (ноябрь) Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Ноябрь» появляется ноябрь с корзиной дождя и снега, в серой накидке. Ноябрь: Самый хмурый месяц года, Хочется домой, - Скоро сонная природа Встретится с зимой. Здравствуйте, ребята! Я – Ноябрь, третий осенний месяц. Говорят, что я скучный месяц. Но это не так. Я очень люблю играть и веселиться Динамическое упражнение «Ноябрь». Цель: Учить координировать детей движения с речью, развивать мелкую и тонкую моторику. Тренировать память и речь. Закрепить знания детей примет осени. Правильная постановка дыхания во время постановки звуков. Ветер северный подул: (глубокий вдох) С-С-С, (выдох) Все листья с липы сдул (круговые движения пальцами) Полетели, закружились (вращение кистями рук) И на землю опустились (присели) Дождик стал по ним стучать (стучат по полу пальцами) КАП-КАП-КАП, КАП-КАП-КАП. Град по ним заколотил, (стучат по полу кулаками) Листья все насквозь пробил. (встают) Снег по ним припорошил, (плавные движения вверх вниз) Одеялом их накрыл. (сели на стульчики) Осень: Как весело вы играете. Ребята, мои сыновья принесли вам подарки. Но вот беда, я их все перепутала, помогите мне их разобрать. Дидактическая игра «Дары осени» Цель: Закрепить знания детей о времени года осень. Учить комментировать свои действия. Развивать связную речь. Учить оценивать результат. Ход игры. В коробках перед планшетами собраны предметы, характеризующие осенние месяцы. Детям необходимо разложить их по своим местам и аргументировать свои действия. Осень: Молодцы ребята. Вы очень много знаете обо мне и моих сыновьях, осенних месяцах. Мы всегда будем рады встречи с вами. Каждый год будем приходить каждый в свое время. А сейчас нам пора уходить, волшебная музыка зовет нас. До свидания. Я прошла по лугам, По лесам, по полям. Припасы я заготовила вам, Упрятала их в погреба, закрома. За мною шагает родная сестра, Красавица белая – хрустальная зима. (Под музыку Антонио Вивальди гости уходят. Возвращается воспитатель.) Воспитатель: Ребята, кто был у вас в гостях? (осень и осенние месяцы). Что вы узнали нового? Предлагаю вам поиграть. Игра «Укрась березку». Цель: Закрепить знания детей о времени года осень, осенних приметах в различный период осени. На нашем участке березка растет, Ей ветер душевные песни поет. Её украшают снежинки зимой, Сережки её украшают весной. Она хороша и осенней порой Пойди, угадай, где тут месяц какой? Детям предлагается украсить березку в соответствии с приметами осенних месяцев. 1. Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит. И богат он урожаем, Мы его конечно знаем. (сентябрь) 2. Королева ваша осень. Сейчас у вас конечно спросит:
Кто сыночек мой второй?» (октябрь) 3. Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало – Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи! (ноябрь) Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья! (осень) Письмо от осени. На смену лету пришла (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч). Деревья надели (разноцветный наряд). (Красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет людей прятаться (по домам). Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму). Скоро белокрылая (зима) вступает в свои права.
|