Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Инновационные подходы к развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
Развитие речи у детей
Автор: Рачкова Марина Ивановна   
02.11.2015 22:04

Инновационные подходы к развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.Инновационные подходы к развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

Воспитатель Рачкова М. И. МБДОУ №355 Московского района г. Н. Новгорода.

В современном мире, мире техники и компьютеров, актуальной стала проблема развития творческой речевой деятельности детей. В век всеобщей компьютеризации дети затрудняются в передаче своих впечатлений. Им тяжело сформулировать свои мысли, четко и грамотно их оформить, речь детей ситуативна, отсутствует образность и выразительность речи.

Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

 

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передать свой замысел, т.е. у детей к школе должна быть хорошо развита и контекстная, и повествовательная речь.

Особенностью связной речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями является то, что эти дети употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Структура речи также еще не совершенна. Дети уже подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картине, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей.

Основной задачей нашей работы было внедрение в практику работы по развитию творческого рассказывания у детей с тяжелыми речевыми нарушениями инновационных методов и приемов.

На первом этапе мы провели диагностическое обследование уровня развития связной речи детей с ТНР и умения составлять творческие рассказы. При диагностическом обследовании детей старшего дошкольного возраста с ТНР мы использовали методику Г. А. Каше, Т. А. Ткаченко, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, О. С. Ушаковой, А. А. Леонтьева, Л. С. Сековец. Данные обследования словаря детей показали, что уровень речи детей ограничен обиходно- бытовой тематикой. Дети имеют слабые представления об окружающем мире. При обследовании связной речи и речевого творчества мы обнаружили, что у большинства детей слабо развито умение фантазировать, умение связно излагать свои мысли, используя разнообразные средства языка. Дети видели тот или иной предмет, но рассказать о нём, о действиях с ним не смогли. Их рассказы были стереотипными, без проявления речевого творчества. Но было замечено, что дети с интересом рассматривают иллюстрации, задают вопросы, пытаются рассказать об интересных событиях своей жизни, но несформированность словаря, связной речи, недостаточность фантазии не дает возможности в полной мере высказать свои мысли.

Ключевым моментом второго (основного) этапа нашей работы в развитии речевого творчества детей стал подбор и опробирование инновационных методов и приемов.

Нами был разработан перспективный план по обучению детей творческому рассказыванию и использованию малых форм речевого творчества (сочинение сказок, стихов, рассказов, сценариев и т. д.) Вначале мы использовали следующие традиционные приемы для обучения детей:

  1. Составление описательного рассказа по образцу воспитателя.
  2. Рассказывание по картине или серии сюжетных картинок по опорным словам.
  3. Составление рассказа по заданной теме с усложнениями (изменение начала, конца, середины сюжета, введение новых персонажей и д. р.)

В данных приемах рассказ ребенка опирался, в основном, на рассказ воспитателя или готовый рассказ с небольшими дополнениями и изменениями.

Но особенно нас увлекли приемы и методы развития творческого рассказывания, которые мы считаем инновационными:

  1. Составление творческого рассказа с использованием технологий и методов ТРИЗа, рассчитанных на обучение детей рассказыванию по серии картинок, обозначающих признаки предметов.
  2. Творческое рассказывание на основе объектов (выделение на картине отдельных предметов и объектов с помощью схематических картинок и приема «подзорная труба»)
  3. Особо широко мы использовали метод фантазирования. Вводили прием перемещения «машина времени», где дети придумывали, что будет с объектом в будущем. Дети составляли фантастические рассказы при помощи игровых приемов: «я – волшебник» или» волшебные помощники».
  4. Составление творческого рассказа методом «Вагончики». Ребенок

выкладывает в ряд необходимые ему карточки с картинками, на которых изображены предметы или персонажи, придумывает сказку или рассказ по своему собственному сюжету.

5. Оформление книжек-малышек детьми с использованием рисунков или схем моделей.

Творческие рассказы составлялись на основе реалистического и фантастического характеров. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка.

Моделирования выявленных на картине объектов производились с помощью схем новых обозначений букв, отдельных картинок и т. д. для побуждения детей к выделению и называнию отдельных объектов на картине мы использовали игровой прием «подзорной трубы» ( «охотники за деталями», «кто самый внимательный», «найди предмет»), направленных на активизацию внимания детей. Затем дети моделировали выявленные объекты схемами, картинками и другими средствами обозначения, которые располагали на доске аналогично композиции картины.

На следующем этапе мы упражняли детей в объяснении взаимодействий объектов, изображенных на картине. С этой целью предполагалось соединить выделенные ранее объекты, например, любые два и объяснить, почему именно их можно соединить. Для обучения детей установлению взаимодействия между объектами, мы предлагали следующие творческие задания:

  1. Пришел «Объединяй-ка» и объединил два объекта, просит рассказать, почему он это сделал. Например: блюдечко с ковриком, ваза с цветами…
  2. Найти друзей или недругов. Например: яблоки не в корзине, карандаши в пенале …
  3. «Что из этого выходит», объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, который возникает при взаимодействии между двумя объектами. Например: зонтик открывают, когда начинается дождь.

На этом этапе выводится правило: объекты на картине связаны, нужно доказать это.

На последующих этапах работы дети учились воспринимать изображение через органы чувств и ощущения. Запах, звук, обоняние могут быть неприятными и приятными, опасными и неопасными, резкими и слабыми, что дает информацию о признаках материала, температуре, форме, количестве, размере, цвете. Дети могут оценить отношение героев к этому признаку, передать ощущение, как от лица наблюдателя, так и одного из персонажей.

Для составления рассказа – фантазии с преобразованием объектов во времени использовали прием перемещения «машина времени» — выбрали конкретный объект, описывали его настоящее; предлагалось подумать, кем или чем он был в прошлом, и что с ним будет в будущем. Для усложнения задания мы вводили обозначения пространственной ориентировки определения местонахождения объекта (вверх – низ, правый – левый, дальше – ближе, сзади – впереди). затем мы просили детей составить рассказ от лица какого-либо объекта с заданными характеристиками эмоционального состояния, представляя себя объектом, передавая его черты характера и эмоции, подробно описывая его состояние, отношения с окружающим миром и возникшие проблемы. При этом мы давали задания, как индивидуально, так и по подгруппам, например: одной подгруппе – про веселого, а другой – про грустного котенка. Дети давали название рассказу, представив эмоционально-временные характеристики герою, предложить разные решения проблемной ситуации.

В дальнейшем мы учили детей преобразовывать содержание картины с помощью приемов фантазирования, составления рассказов фантастического содержания. Для этого мы использовали определенные приемы фантазирования:

  1. Увеличение – уменьшение (преобразование размеров, формы, цвета, свойств)
  2. Деление – объединение (дробление, объединение, взаимообмен частями объекта)
  3. Оживление – окаменение (наделение объекта свойствами динамики или статики)
  4. Обмен свойств – свойства наоборот.

При составлении творческого рассказа с фантастическим содержанием использовался прием: «Пришел в гости волшебник и …», в котором ребенок сам выбирает объект, его свойства, меняет его характеристики, наделяет его возможностями во времени, в передвижении, обладание определенными функциями и навыками, способах решения проблемных ситуаций в окружении объекта.

По мотивам творческих сказок было предложено детям сделать рисунки для оформления книжки – малышки и организовать театрализованную инсценировку, что дало возможность детям выразить свои эмоции и отношения к героям более полно.

Также опорой для творческого рассказа могут служить модели в виде ряда изображений предметов или схем, лежащих картинкой вниз, из которых ребенок выбирает несколько по своему усмотрению. Ребенок организует в памяти связи между словом и символом. Так ему легче концентрировать внимание на вновь появляющихся картинках. Когда весь ряд предъявлен, он становится планом рассказа и ребенок, проявив свою фантазию и творчество самостоятельно составляет рассказ.

Результативным оказался прием по составлению творческого рассказа с использованием схем-картинок, обозначающих отдельные предметы, явления, их признаки, действия и отношения в окружающем мире. Картинки выкладывались в ряд, а дети составляли самостоятельно рассказ, используя опорные рисунки. Например: чайник → чашка → пар → осколки (мальчик пил чай из чашки → он был очень горячий → мальчик уронил чашку → она разбилась на мелкие осколки). Затем задание усложнялось тем, что увеличивалось число картинок с новыми признаками, вводились персонажи, им присваивались новые признаки и действия: тюбик с клеем → чашка → конфета → торт → улыбка. Дети с удовольствием сочиняли продолжение истории (склеили чашку → она стала как новая → принесли конфеты → купили торт → все довольные, улыбаются). Ребенок, используя схемы, как при составлении рассказа по картинкам, не только описывает действие персонажей, но и объясняет происходящее, используя элементы описания или рассуждения, передает те или иные события во временной последовательности. Используя метод внесения новых схем в цепочку событий, дети начинали фантазировать, проявлять речевое творчество и с большим удовольствием рассказывали о том, что произойдет с героями дальше.

Эффективным методом составления творческого рассказа мы считаем метод поисковых исследований. Двое детей получали звание «юный ученый», что придавало заданию определенный интерес и ответственность. Им предлагалось обследовать заданный объект на наличие различных признаков, качеств и характерных особенностей. Дети проводили разнообразные манипуляции с предметом: мнут, гнут, взвешивают, нюхают, пробуют на вкус, проверяют на наличие физических качеств (тонет, плавает, материал, прозрачность и д.р.). Задача ученых – исследователей определить характерные особенности предмета, выбрать из знакомых символов соответствующее объекту и выстроить их в ряд. Затем ученые приглашают всех детей на совещание «ученого совета» и самостоятельно рассказывают о предмете исследования, наблюдения за ними и собственных выводах, в результате которых получился творческий рассказ. Благодаря символам дети гораздо быстрее запоминали качественные и относительные характеристики предметов, прилагательные, глаголы, вводили их в повседневную речь, т.к. информация получена детьми самостоятельно, то она становится частью жизненного опыта и дольше держится в памяти. Навык творческого рассказа формируется легче и гораздо быстрее.

Именно в старшем дошкольном возрасте очень важно научить детей умению наблюдать, видеть, слышать, чувствовать, импровизировать и рассказывать об этом. Дети становятся чутки к языку: чувствуют слово, оттенки значений, слышат рифму, создают собственные стихи, сочиняют рассказы и сказки.

В результате проделанной работы мы выяснили, что у детей появился интерес к составлению рассказов, они начинают и заканчивают свои рассказы в определенной последовательности, и оформляют их грамматически правильно, используют сложно- распространенные предложения.

Рассказы детей с использованием новых инновационных методов составления творческих рассказов стали более объемными, выразительными, с использованием антонимов, синонимов, сравнений. В рассказах – описаниях использовалось много эпитетов, метафор, многозначных слов.

По итогам проведенной работы была проведена диагностика творческих речевых проявлений детей с использованием тех же методик, что и в начале работы

В результате анализа полученных денных видно, что использование системы различных, в том числе и инновационных методов развития творческого рассказывания, имеет положительный эффект.

Интерес к творческому рассказыванию возрос с 12 % до 96 %,

Образность языка, использование различных выразительных средств речи изменились с 0% до 68%

Творческие проявления при составлении рассказов, сказок, качество рассказов также значительно улучшились с 6% до 82 %.

Общие выводы:

  1. Пополненное в содержательном плане образовательное пространство (речевой, игровой, театрализованный центры) позволили повысить интерес детей к творческим проявлениям в речевой деятельности.
  2. Созданная комплексная система инновационных методов и приемов развития творческой речевой деятельности обладает высокой эффективностью, способствует развитию речевых творческих способностей.
  3. Используемые нетрадиционные формы и методы работы по развитию речевого творчества у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, новые инновационные технологии улучшают качество речи, обогащают словарный запас, способствуют развитию образности и выразительности речи детей.

Перспективы работы:

  1. Продолжать поиск инновационных методов и приемов работы по развитию речевого творчества детей с ТНР.
  2. Использовать возможности социума для развития речевого детского творчества.
  3. Совершенствовать формы взаимодействия с родителями с целью развития речевого творчества детей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год