Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Развитие речи у детей
Автор: Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна   
27.12.2014 17:42

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Шихалева В.Н - учитель-логопед
Абдулкадырова К.Х - воспитатель.

МАДОУ ДС КВ «Огонек»

     Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных умений,  речевая инактивность, не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.
    Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой деятельности: слушании, говорении, чтении и письме.


   Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
    У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; значительное смущение, страх перед собеседником, напряженность, скованность, паралингвистические средства общения, односложные ответы, отсутствие инициативного высказывания. Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу. На основании этого можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.
    Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей. Коррекционная работа должна быть направлена на всестороннее развитие речи, личности ребенка, активизацию общения, тем самым предусматривая комплексное воздействие на его речевую, познавательную, эмоционально-личностную, коммуникативную сферу. Преодоление отставания в развитии общения осуществляется педагогом путем активного включения детей с ОНР в деятельность общения, подбора речевого материала с учетом актуальной для данной тематики, познавательных возможностей. На первом этапе отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Поэтому вначале будут актуальны лексические темы «Детский сад», «Мой город», в рамках которых изучаются имена людей и изменение их суффиксальным способом. Изучаются разные способы приветствия, реально существующих и шуточных. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной. Так, например, упражнение «Опиши друга»…Что у него изменилось?», которое выполняется в парах. Развивает внимательность и умение составлять элементарные связные рассказы описательного характера, учит сотрудничать в разных видах деятельности.
   На протяжении всего обучения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего путем познавательной деятельности: сначала это способность понять и распознать состояние собеседника, а затем – выражать и передавать свои эмоции с помощью выразительных средств. Основное направление – создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения и приближенных к реальной действительности. Детям предлагаются задания и упражнения, направленные на повышение речевого уровня и коммуникативного развития. Такие. как:
1.Инсценировать игру-драматизацию, где дети самостоятельно распределяют роли.
2.Умение употреблять вербальные и невербальные средства общения. Используя мимику, показать эмоциональное состояние: злость, испуг, радость, печаль и т.д.
3.Изобразить с помощью жестов задумчивость, благодарность, удивление.
4.Используя жесты и мимику, изобразить:
- ребенка, которому подарили не тот подарок, который он хотел;
- ребенка, которому дали невкусный обед.
5.Предложить ребенку составить описательный рассказ о предметах по памяти.
6.Дать описание предмета не называя его.
7.Передать содержание какого-либо события, сказки.
8.объяснить смысл пословиц, поговорок и т.д.
   Также необходимо создавать ситуации речевого общения в группе во всех видах детской деятельности. Побуждать ребенка к высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению (упражнение «Что такое хорошо, а что такое плохо» и т.п.). Формировать различные виды связной речи: сообщение, описание, повествование, рассуждение и т.д. Например, коллективное составление сказки. Что способствует развитию творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения, закрепление навыков связного, последовательного высказывания.
   Развитие коммуникативных умений у детей было бы неполным без включения родителей в образовательный процесс. Эффективными формами работы могут быть: сообщения, дискуссии, круглый стол, просмотр видиоматериалов с высказываниями детей, тренинговые упражнения, презентации, семейный клуб.
     Итогом коррекционной работы с детьми с ОНР должны стать качественные изменения в их поведении, общении с окружающими. Повышение уровня их речевой активности. Улучшение качественных и количественных характеристик речевых средств общения.

 

Литература:
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: Методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - синтез, 2004. - 128 с.
2. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белобрыкина. -Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
4. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. С. 241-259.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год