Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование смешанных техник в продуктивных видах изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.
ИЗО детям
Автор: Татьяна Дмитриевна Ширай   
21.02.2015 09:42

Использование смешанных техник в продуктивных видах изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.Использование смешанных техник в продуктивных видах изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.

В данном изложении представлен опыт работы по организации совместной изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития. Предлагаются рекомендации по созданию с детьми творческих работ с использованием различных вариантов интеграции традиционных и нетрадиционных видов изобразительной деятельности.

Рекомендации составлены с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей, с опорой на приобретенные умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности.

Рекомендуется для педагогов дошкольных учреждений, руководителей кружков дополнительного образования, занимающихся художественно-эстетическим развитием детей с нарушениями речи.

В приложении представлены работы детей старшей и подготовительной речевых групп ГДОУ детского сада № 79 города Санкт-Петербурга, педагог по изобразительной деятельности Ширай Т.Д.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Скачать конспект

Исходя из этого, определяются основные задачи художественного воспитания:

  • Развитие продуктивной деятельности детей
  • Развитие детского творчества
  • Приобщение к изобразительному искусству

При организации художественно-продуктивной деятельности дошкольников следует учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушениями речевого развития.

По мнению исследователей Г.В. Чиркиной, О.Н. Усановой и других, такими особенностями являются:

  • недоразвитие общей и мелкой моторики
  • недостаточный объём сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов
  • отставание в развитии словесно-логического мышления
  • недостаточная устойчивость внимания, памяти, быстрая утомляемость

- эмоциональная незрелость.

Организуя работу по художественно-эстетическому развитию детей, учитывая специфику нашего учреждения, я ставлю перед собой основные задачи:

  1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка.
  2. Создание в изостудии атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
  3. Максимальное использование разнообразных видов детской изобразительной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса, коррекции недостатков развития.
  4. Разнообразие форм и методов образовательного процесса для успешного развития детского творчества в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
  5. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения единого подхода к воспитанию детей в детском саду и семье.

“Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии”.

А.Чехов

Известно, что чем разнообразнее детская художественная деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются его творческие возможности. Традиционные виды художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация) не всегда дают в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка.

Одним из методов, которые помогает решить задачи коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей, может быть метод интеграции, когда в работе над одной темой объединяются два или три вида изобразительной деятельности.

Такая методика, подразумевающая использование нескольких технологий или способов при создании изображения называется смешанной техникой.

В детском художественном творчестве возможности смешанной техники расширяют возможности импровизации, арсенал декоративных, выразительных и содержательных особенностей, а также привносят в деятельность детей разнообразие и новизну.

«Порыв к творчеству может также легко угаснуть,

как и возник, если оставить его без пищи».

К. Паустовский

В дошкольном возрасте каждый ребенок открывает для себя удивительный окружающий мир. Задача педагога – предоставить ему как можно больше возможностей – чем и на чем отразить свои впечатления об этом мире. В настоящее время по мере развития новых технологий и новых направлений в искусстве (появления новых материалов и способов их обработки, новых видов красок, широкого выбора графических материалов, пластических масс) это стало вполне доступным. Педагогу остается научить детей манипулировать с разнообразными по свойствам материалами, а фантазии и воображения у современных детей достаточно.

Для поддержания интереса к изобразительной деятельности я использую различные изобразительные материалы. В распоряжении детей акварельные карандаши, фломастеры, восковые мелки, масляная пастель, уголь, сангина, мел, мелки для стекла, гелевые ручки, краски для рисования кистью и пальцами, тушь, бумага, пластилин и глина различных видов, соленое тесто, пластика, самоотверждающиеся массы для лепки, природный материал, бумага различных видов и свойств и многое другое. Имеется большой выбор художественных инструментов и их заместителей, а также бытовой и бросовый материал.

«Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать — необходимо уметь, а умение дается только изучением техники»

М. Горький

Наряду с традиционными, в своей работе широко использую нетрадиционные способы изображения: рисование «по-сырому», рисование пальцами; рисование на ткани; отпечаток ладони и кляксография с преобразованием отпечатков в рисунок; монотипия; отпечаток мятой бумаги, свернутой ткани, других предметов, «точечное рисование»; набрызг; пластилинография; тестопластика; различные виды аппликации; оригами; флористика; «лепка» из мокрой бумаги, фольги, и др.

Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками законов графики и живописи, закономерностей композиции и колорита.

Знакомлю детей с применением каждого способа изображения отдельно, а затем – с вариантами его применения их в смешанных техниках.

Например, возможны такие сочетания:

  • рисование и аппликация
  • рисование и тестопластика
  • пластилинография и флористика
  • конструирование из бумаги, рисование и аппликация

-коллаж с использованием тестопластики и природного материала и др.

Пример.

В процессе рисования дети стремятся, передать цвет предметов, изобразить детали. Однако фон остается упрощенным, без тонального рисунка. Поэтому с первых шагов важно показать различные приемы работы с фоном, чтобы придать рисунку выразительность. К примеру, при знакомстве с монотипией дети под руководством педагога делают один или несколько отпечатков на бумаге формата А4 или меньшего формата разными способами (с оргстекла, наложением двух листов, сложением листа пополам). В дальнейшем эти отпечатки можно использовать как фон будущей работы (1. «Краски осени», 12. «Подводный мир», других сюжетов на темы природы, сказок, космоса), или в качестве заготовок для занятий по аппликации (19. «Встреча тучки и солнца» — бабочки, 12. «Подводный мир» — морские обитатели). Перед детьми подготовительной группы, имеющих опыт создания отпечатков, можно поставить более сложную задачу: выполнить фон в технике монотипии с закатом солнца, отражением. А на следующем занятии завершить сюжетную композицию восковыми мелками или масляной пастелью (20. «Мосты над Невой»).

Сочетание двух или нескольких техник при выполнении одного творческого задания предусматривает действия с разными инструментами приспособлениями, а манипуляции с разнообразными фактурами и предметами формируют и развивают тактильно–двигательные ощущения. Определение на ощупь фактуры материалов, вариантов воздействия на них, узнавание и называние сенсорных эталонов (формы, величины, цвета) совершенствуют зрительно-пространственное восприятие (плоскостное и объёмное).

Такое разнообразие видов деятельности способствует совершенствованию координации движений, развитию согласованности в работе глаза и руки, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики. А это, в свою очередь, стимулирует развитие тех зон головного мозга, от которых зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Во время таких занятий дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений.

Переключение с одного вида деятельности на другой, выполнение работы небольшими частями помогают создать эмоционально комфортную обстановку, сохранить внимание, интерес к творчеству, повышает работоспособность. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи.

Все это положительно влияет на формирование эстетических чувств и художественного вкуса, имеет общеразвивающий эффект. Воспитываются такие ценные качества личности, как целенаправленность, самостоятельность, инициатива, аккуратность, умение работать в коллективе.

«Цель воспитания -

научить наших детей обходиться без нас».

Эрнст Легуве

Познакомив детей с разными изобразительными приемами и техниками, добиваюсь того, чтобы дети самостоятельно применяли полученные навыки в свободной изобразительной деятельности в детском саду и дома, создавали свои, неповторимые художественные образы.

Для этой цели расспрашиваю детей о том, как они используют полученные знания и умения дома, какие при этом испытывают трудности, провожу индивидуальные консультации для воспитателей и родителей, практикумы по знакомству с различными технологиями изобразительной деятельности, открытые занятия, общаюсь с родителями на сайтах групп. В информационном уголке каждой группы имеется пополняемый комплект рекомендаций по домашнему творчеству «Творите вместе с нами», где родители могут получить нужную информацию, описание изобразительных техник, почерпнуть идеи для творчества.

Из лексикона старших дошкольников в старшем возрасте исчезает фраза «Я не умею рисовать». Дети с удовольствием используют свои работы в игровой деятельности, в оформлении группы и помещений детского сада к праздникам, для подарка родителям, сверстникам.

При улучшении моторных функций ребёнок чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

«Дело не в том, чтобы научиться рисовать,

а в том, чтобы научиться мыслить».

Д. Дидро

Результаты диагностики, анкетирования родителей, взаимодействие с педагогами, учителями-логопедами показывают, что в результате последовательной и целенаправленной работы с использованием различных вариантов интеграции традиционных и нетрадиционных видов изобразительной деятельности у детей с нарушениями речевого развития

  1. наблюдается положительная динамика общего и речевого развития на конец года, расширяется кругозор, любознательность, чувство собственной успешности.
  2. расширяется арсенал изобразительно-выразительных умений детей не только в условиях организованных занятий, но и в самостоятельном творчестве, в домашней обстановке, формируются эстетические отношения, самостоятельность и интерес к творчеству.
  3. создаются условия для экспериментирования с различными художественными и нетрадиционными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
  4. поддерживается стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, объединять разные способы изображения.
  5. обогащаются и систематизируются знания об особенностях изобразительного искусства и его выразительных средствах. Развивается эстетическое восприятие художественных образов.

Дети речевых групп совместными усилиями педагогов догоняют своих сверстников в развитии речи, мелкой моторики, и выходят из детского сада полностью подготовленные к обучению в школе. Дети обычных групп также развивают свой творческий потенциал, о чем свидетельствуют результаты мониторинга, успешное участие детей в конкурсах, выставках, фестивалях детского творчества, а также отзывы родителей. Многие дети поступают в различные кружки и секции художественного творчества, успешно в них занимаются.

Интегрированный подход в продуктивных видах деятельности не только обогащает опыт дошкольника и непосредственно влияет на развитие его речи, но и помогает формировать творческую личность каждого ребенка.

Приложение 1. Примерный перечень творческих заданий

по изобразительной деятельности

в смешанной технике

№ Тема Используемые техники Материалы, инструменты

1

«Краски осени»

рисование «по-сырому, графика

или

монотипия, графика бумага формата А4 или А3, оргстекло или пластик (для монотипии), поролон, гуашь, кисти, угольный карандаш или масляная пастель

2

«Откуда хлеб пришел»

рисование, коллаж из природного материала и соленого теста картон формата А5, гуашь, кисти, макароны, семена тыквы, декоративная салфетка, соленое тесто, клей, кисть для клея, салфетки

3

«Поздняя осень» рисование «по-сырому», «рисование» сухой чайной заваркой

или

монотипия, «рисование» сухой чайной заваркой

бумага формата А4, акварель, поролон, оргстекло или пластик (для монотипии), сухая чайная заварка, клей, кисти для акварели и для клея, салфетки

4 «Натюрморт» рисование, коллаж из природного материала и соленого теста картон формата А5, гуашь, кисти, макаронные изделия, семена тыквы, арбуза

5

«Осенний пейзаж» рисование «по-сырому», аппликация из природного материала

или

монотипия, аппликация из природного материала

бумага формата А4 или А3, акварель, поролон, оргстекло или пластик (для монотипии), сухие листья и семена, клей, кисти для акварели и для клея, салфетки

6

«Ёжик

в осеннем лесу» рисование, пластилинография, аппликация из природного материала цветной картон формата А5, цветной пластилин, природный материал (сухие листья, семена, плоды ольхи), стеки, клей, кисти для клея, салфетки

7

«Семья мухоморов»

рисование и тестопластика

гофрированный картон формата А4 или бумажная тарелка, гуашь, палитры, белое или цветное соленое тесто, клей, кисти для краски и для клея, стеки, печатки

8

«Первый снег» рисование «по-сырому» рисование «по-сухому», коллаж бумага формата А4, акварель, гуашь, поролон, оргстекло или пластик (для монотипии), цветные салфетки, синтепон, клей, кисти для краски и для клея, салфетки

9

«Избушка Зимы»

тестопластика, коллаж тонированная бумажная тарелка, гуашь, белое соленое тесто, формочки для теста, клей, кисти для клея, стеки, печатки, креппированная бумага, ножницы, фольга, синтепон

11

«Портрет Деда Мороза»

рисование, коллаж

бумага формата А4, гуашь, синтепон, стразы, клей, кисти для краски и для клея, ножницы, салфетки

12

«Подводный мир»

монотипия, рисование, аппликация бумага формата А4 для фона, бумажные полоски 25см на 15 см, трафареты рыб (по желанию), поролон, оргстекло или пластик (для монотипии), гуашь, перламутровая гуашь, восковые мелки, карандаши, клей, кисти разных размеров для краски и для клея, ножницы, салфетки

13

«Закат на море» рисование (графика), «по-сырому», аппликация

или

рисование (графика), монотипия, аппликация бумага формата А4, восковые мелки или масляная пастель, поролон, оргстекло или пластик (для монотипии), акварель, гофрированный картон, мелованная бумага, трафареты лодок и парусов (по желанию), клей, кисти для краски и для клея, салфетки

14

«Змей-Горыныч» рисование «по-сырому», рисование, аппликация из природного материала

или

монотипия, рисование, аппликация из природного материала бумага формата А4, поролон, оргстекло или пластик (для монотипии), акварель, сухие листья клена, клей, кисти для краски и для клея, салфетки

15

«У Лукоморья»

рисование, коллаж из соленого теста гофрированный картон формата А3, гуашь, палитры, соленое тесто, золотая тесьма, природный материал, скотч, клей, кисти для краски и для клея, стеки, печатки, пресс для чеснока, ножницы

16 «Космический пейзаж» рисование (графика и «по-сырому»), «лепка» из фольги» бумага формата А4, восковые мелки или масляная пастель, акварель, кисти для краски, фольга, двусторонний скотч

17

«Аквариум»

монотипия, рисование

«по-сырому», коллаж бумага формата А4 в форме круглого аквариума, оргстекло или пластик (для монотипии), акварель, фигурное печенье в виде рыб, клей, кисти для краски и для клея, салфетки

18

«Весенние ручьи» рисование

(графика и «по-сырому»), оригами, аппликация бумага формата А4, восковые мелки или масляная пастель, акварель, кисти для краски, бумага цветная двусторонняя, двусторонний скотч

19 «Встреча тучки

и солнца» рисование «по-сырому», монотипия, аппликация бумага формата А4, акварель, кисти для краски и для клея, ножницы, салфетки,

20

«Мосты над Невой»

монотипия, графика бумага формата А3, восковые мелки или масляная пастель, акварель или гуашь, кисти

Приложение 2.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год