Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков детей средствами коллективной изобразительной деятельности «Волшебные кисточки, талантливые пальчики»
ИЗО детям
Автор: Антонова Мария Викторовна   
14.03.2015 09:49

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков детей средствами коллективной изобразительной деятельности «Волшебные кисточки, талантливые пальчики»Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков детей средствами коллективной изобразительной деятельности «Волшебные кисточки, талантливые пальчики»

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Скачать конспект

Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества и конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же необходимо вспомнить и о еще об одной составляющей — социализация. Она является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя. В социальном развитии детей ведущую роль играют коммуникативные способности. Именно они и позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно и правильно выстраивать свое поведение.

У большинства детей, поступающих в реабилитационные центры, отмечаются определенные нарушения в состоянии психического здоровья и развития. Специалисты отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям, отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, быстрая потеря информации. Основными чертами являются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к коллективу, частая смена настроений, неуверенность в себе. У детей, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях, имеются трудности в общении как со взрослыми, так и с детьми, в развитии коммуникативных навыков. Большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

Занимаясь коллективной изобразительной деятельностью, воспитанники попадают в особую среду, где каждый может почувствовать себя комфортно, где смогут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития.

В процессе работы ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Значение занятий изобразительной деятельностью заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие коммуникативных навыков, коррекция межличностных отношений, вырабатываются следующие умения:

  • договариваться о совместной работе, ее содержании
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

  • на первой ступени дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем, затем они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно
  • на второй ступени постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.

К взрослому дети обращаются лишь тогда, когда не могут договориться самостоятельно.

В основном коллективные работы выполняются с детьми одного возраста. Периодически занятия проводятся с детьми разного возраста, когда старшие дети выполняют основное задание, а младшие помогают им наклеивать крупные части, дорисовывать.

Коллективные работы создаются детьми по рисованию, лепке, аппликации, по одному или двум-трем видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

Цель: развитие коммуникативных навыков детей посредством коллективной изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

  • знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
  • знакомить детей с различными видами изобразительных техник (нетрадиционные способы рисования, коллаж, оригами и т.д.), многообразием художественных материалов и приемами работы с ними,
  • выявлять и раскрывать творческий материал воспитанника.

Воспитательно-реабилитационные задачи:

  • формировать умение работать в коллективе;
  • формировать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия;
  • учить договариваться о совместной работе, ее содержании, работать вместе, уступать, помогать, подсказывать;
  • воспитывать бережное отношение к предметам как к результатам своего труда и труда товарищей;
  • воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

Развивающие:

  • развивать речь детей через наблюдения, рассматривание картин, чтение стихов;
  • развивать воображение, творческие способности, художественный вкус, фантазию;
  • развивать мелкую моторику рук (координацию движений пальцев рук, укрепление мышц кистей рук);
  • развивать творческую активность и инициативу.

Ожидаемые результаты программы:

  • рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и окружающими людьми;
  • частичное снижение социальной дезадаптации через технологию ситуации успеха;
  • развитие у воспитанников эстетического восприятия, воображения, познавательных процессов, коммуникативных навыков.

Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Срок реализации: 1 год.

Методическая литература:

  1. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008
  2. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А. А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз — дидактика» ТЦ Сфера, 2008.
  4. Ряжских О. «Увлекательное рисование» // Беспризорник – 2013 — №2
  5. Салагаева Л. М. «Чудесные скорлупки» — СПб «Детство-Пресс», 2005
  6. Слемзина Н. В. «Нетрадиционные техники изображения» //Беспризорник – 2009 — №3
  7. Цветной мир. Коллаж – свобода творчества №2 – 2009.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год