Автор(ы): Губайдулина Н.Г. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.
В современной психолого-педагогической науке проблеме творческого потенциала посвящены работы А.М.Матюшкина, М.В.Копосовой, Н.В.Клоповой и других авторов. Понятие творческого потенциала они трактуют как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; как интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; как совокупность реальных возможностей.
В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие выразительной речи растущего человека – может являться одним из важных факторов осуществления процесса развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Совокупный анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы дает возможность рассматривать выразительность речи как интегративную особенность речи, появляющуюся в целесообразном выборе субъектом образных, вербальных и невербальных средств. Выразительность речи позволяет дошкольнику эффективно проявить себя на вербальном и невербальном уровнях, оказывая влияние на коммуникативную культуру личности.
Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная выразительность достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексом компонентов: ударением, мелодикой речи, темпо-ритмом, тембром, динамическими оттенками. Дополнительным средством, усиливающим выразительность, называют невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.
Проведенное нами исследование показало, что на развитие творческого потенциала дошкольников средствами речевой выразительности оказывают влияние два показателя: художественное восприятие литературного образа и творческое отношение детей к литературному материалу; использование ими интонационных средств выразительности. Результаты диагностики показали, что только 20% детей имеют хорошую выразительную речь. Детей больше привлекает слушание народных сказок, чем потешек и прибауток, причем 40% дошкольников не могут адекватно понять фольклорный текст, а 60% детей показывают уровень поверхностного восприятия поэтического и сказочного жанра. Невысокие результаты отношения детей к устному народному творчеству обусловлены недостаточным бытованием произведений в детской деятельности. В связи с этим большое внимание следует уделять созданию определенной развивающей поэтической среды, а комплексная методика развития творческого потенциала детей должна быть направлена на освоение ребенком выразительности речи в единстве образных, вербальных и невербальных компонентов.
В ходе исследования была подтверждена эффективность следующих педагогических условий: •приобщение к духовному опыту и общечеловеческим ценностям устного народного творчества как наиболее понятному и близкому для ребенка литературному материалу; •создание ярких художественных образов произведения; •самостоятельное и творческое использование детьми образных, вербальных и невербальных средств речевой выразительности в художественно-речевой и игровой деятельности.
Эта статья размещена во втором номере журнала "Дошкольник" за Февраль 2010 год
|