Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
Родительские собрания
Автор: Журавлева Светлана Александровна   
25.03.2015 16:08

Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?

-Многие родители задаются вопросом: "Правильно ли говорит мой ребенок? К каким нормам стремиться?"-

Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н. Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить невозможно, до сих пор никто так и не решился пересмотреть, отменить или переосмыслить нормы речи. В новом тысячелетии нормы значительно снижаются и оспариваются. Но все же... Есть критерии, по которым точно можно отметить нарушения речи.

Признаки нарушения речи ребенка

  • отставания от возрастной нормы (см. нормы по А.Н. Гвоздеву)
  • длительное и многообразное употребление слов-звукоподражаний

(патология: «ту-ту, ав-ав, ням-ням» и после 2-х лет)

  • длительное отсутствие стремлению подражать новым словам

(в норме к 1,3г. Должно быть 20 слов, затем к 1,9-1, 10г. Наблюдается «прорыв» словаря до 80 и более слов. Патология -меньше 20 слов)

  • более позднее появление фразы

(в норме 1,5-3г. после 30-40 слов возникают фразы. Патология-когда в наличии есть 60-100 слов, а фразы нет. Ребенок просто указывает на предметы)

  • стремление подражать не контуру целого слова, а его части.
  • Настораживает сокращение всех слогов, опускание ударного слога, сокращение числа слогов до одного (часики- «тят», масло- «ма», девочка- «де»)
  • длительное, морфологически нечленимое деление слов при связывании их во фразу

(в норме должна быть связь между 3-4 словами, слова изменяются по родам, падежам, и др. грамматическим категориям. Патология, когда фраза звучит так: «Дека асе зё.» — девочка несет флажок.

  • Значительное преобладание «внутренней» (импрессивной) речи над «внешней» (экспрессивной)

(в норме к 3 годам должно быть снижение, речь должна переходить во «внутренний план», как бы проговариваться про себя. Патология- со слов родителей: «ребенок все понимает, но не говорит». Плюс + Импульсивность, отвлекаемость, интеллектуальные затруднения

Речевые игры дома:

  • «большое-маленькое» (лимон-лимончик, стол-столик)
  • «все наоборот» (добрый-злой, высоко-низко, вышел-зашел)
  • «один-много» (дом-дома, зима-зимы)
  • «посчитаем до 5» (один стол, два стола... пять столов, но пять стульев, т.е. разные окончания грамматических форм)
  • «назови одним словом» (диван, кровать, кресло — это мебель)
  • «кто больше найдет деталей» (у стула есть: ножки, сиденье, спинка, болты, гайки, ткань...)
  • «Чей-чья-чьё-чьи?» (у медведя хвост межвежий, голова медвежья, брюхо медвежье, лапы медвежьи)
  • «кто больше скажет?» (Это слива. Она фиолетовая. Овальная. Сочная. Кислая. Витаминная. Можно сварить сливовое варенье. Выжать сливовый сок. Засушить и сделать сухофрукт...)

Помощь родителей в воспитании правильной речи:

  • по рекомендации логопеда показывать ребенка врачам-специалистам, добросовестно проходить курсы лечения
  • активизировать самостоятельную речь ребенка путем постановки проблемных вопросов (Зачем? Почему? Как?)
  • поправлять речь ребенка, не «сюсюкаться». Называть слова правильно (если ребенок говорит на кошку «мяу», то надо произнести четко «кошка», и добиться повторения хотя бы контура слова «ко» или «ко-ка»)
  • замедлить темп речи для «неговорящего» ребенка
  • использовать подражательность (сначала движениям тела, затем мелким движениям пальцев, жестов и мимики, далее-движениям органов речи)
  • развивать наблюдательность, внимательность к языковым явлениям и предметам окружающей действительности
  • совершенствовать навыки самообслуживания, прививать любовь к знаниям, развивать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность
  • Ежедневно давать ребенку рассматривать картинки, новые предметы, комментировать их
  • Ежедневно читать тексты, доступные его пониманию и возрастным возможностям. Объяснять смысл непонятных слов и выражений

Советы логопеда родителям для детей 2-4-летнего возраста:

игнорировать вызывающие поступки, поощрять малейшие случаи хорошего поведения, проявления правильной речи (чтобы благополучно прожить «Кризис трехлетнего возраста»)

  • Слово «нельзя» произносить не чаще 3 раз (когда опасность для жизни). Часто ребенок не в силах «затормозиться» и может проявиться «речевой негативизм»
  • Давать дробные, пошаговые инструкции в 1-2 задания

при просмотре телевизора или компьютера (не более 1,5 ч. в день) для «неговорящих» детей подбор сказок или мультиков не более 1-2 сюжетов. Желательно мультики без слов, но с комментариями родителя, «переводом» действий и сюжета

  • развивать тактильные ощущения, мягкую интонацию голоса, мелкую моторику пальцев рук

часто посещать с ребенком выставки, музеи, концерты, а также рынки или супермаркеты для развития пассивного словаря

Заповеди для родителей:

(или как избежать речевого негативизма)

  • Если ребенка постоянно критикуют-он учится ненавидеть
  • если ребенка высмеивают-он становится замкнутым
  • если ребенок живет во вражде-он учится быть агрессивным
  • если ребенка подбадривают-он учится верить в себя
  • если ребенок растет в упреках-он учится жить с чувством вины
  • если ребенка поддерживают-он учится ценить себя
  • если ребенка окружают понимание и дружелюбие-он учится находить любовь в этом мире

Важно! Быть терпеливыми, не терять самообладания, быть примером для ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год