Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Гендерная социализация детей в специфически детских видах деятельности
Воспитание
Автор: Кузьмичева Татьяна Александровна   
02.10.2015 21:39

Гендерная социализация детей в специфически детских видах деятельностиГендерная социализация детей в специфически детских видах деятельности

Кузьмичева Т.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 271» г. Нижний Новгород

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

 Скачать статью

Дошкольный возраст – важный период для становления первичной половой идентификации и адаптации человека. На фоне изменений происходящих в обществе меняются и психологические позиции детей, их сознание. Многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, слабы физически, не умеют постоять за себя, эмоционально не устойчивы, у них не сформированы навыки культуры поведения по отношению к девочкам. В игровой деятельности дети демонстрируют модели поведения не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними, воспитание правильных взаимоотношений между разнополыми детьми в совместных играх и других видах детской деятельности.

Анализ научных исследований по гендерной социализации детей дошкольного возраста показал, что половая идентификация и социализация являются одним из наиболее спорных вопросов в психолого-педагогической науке.

В зарубежных исследованиях существуют разные подходы к ее решению. Одной из основных концепций является концепция З.Фрейда, согласно которой основная роль в половой дифференциации принадлежит биологическим факторам, а основным механизмом этого процесса является идентификация ребенка с родителями (11).

Теория социального научения и близкая ей теория моделирования основаны на том, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать и от родительских оценок.

Когнитивно — генетическая теория Л. Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем соотносит себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовывать свое поведение со своими представлениями о своей гендерной роли.

Таким образом, в зарубежных исследованиях проблемы половой идентификации и социализации активно рассматриваются представителями разных научных теорий, но до сих пор нет единой концепции в этом вопросе.

В отечественной науке серьезные психологические исследования на эту тему начались еще в 30-е годы в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Наиболее детальной философской разработке данная проблема подверглась в трудах И.С. Кона, который утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации.

В исследовании Т.П. Хризман (8) показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.

В.С. Мухина (7) в своих работах придает неоценимое значение взрослым в формировании половой идентификации ребенка. Она также раскрывает гендерные отношения в игровой деятельности: различия в направленности общения у мальчиков и девочек, доброжелательность к своему полу – признаки объединения детей в игре.

Значительный вклад в разработку данной проблемы внесла Т.А. Репина (8). В своих работах она утверждает, что анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. У девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У мальчиков чаще случаются заикания, неврозы, задержки умственного развития.

По данным Т.М. Титаренко мальчики и девочки существенно отличаются в физическом и интеллектуальном развитии, у них разные интересы. У девочек более развита мелкая моторика, лучше показатели в равновесии и гибкости. Они раньше начинают читать, пользоваться сложными грамматическими конструкциями. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, лучше показатели в метании на дальность. У них превалирует абстрактное, отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика.

Ряд исследований посвящены влиянию отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка: отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают внимание многих исследователей. Главной целью гендерной социализации личности ребенка является подготовка к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.

Под гендерной социализацией применительно к детям дошкольного возраста понимается процесс вхождения ребенка в систему культурных норм, включающий три компонента (6):

  • наличие у детей адекватных представлений о разных полах, их социальных функциях и особенностях;
  • сформированность у детей чувства эмоционального принятия своего пола;
  • проявление у детей характерных положительных поведенческих признаков, свойственных определенному полу.

Именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности:

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно по своим задачам, зависят от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей и от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить (1).

Мальчики стремятся к независимости, а девочки – к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в массовые игры, девочки предпочитают собираться маленькими группками, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

Существуют и другие различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности. Эти символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, горы, мосты, машины, самолеты, ракеты), врагов, силы и борьбы. У девочек выступает другая система символов: материнство (куклы, коляски, невесты), женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), достатка, женской красоты (2). У девочек уже в раннем возрасте проявляются «инстинкт материнства», который выражается в интересе к другим детям, в заботливом отношении к куклам. Девочки, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны, сильнее привязаны к дому. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, поэтому девочки более обидчивы, самолюбивы, острее реагируют как на поощрение, так и на порицание. Все это должно определить содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам в различных видах детской деятельности.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Организуя игровую деятельность детей, воспитателям следует помнить, что игры девочек чаще опираются на ближайшее зрение: они раскладывают перед собой куклы, тряпочки, бусы, посуду – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы, используя при этом все окружающее пространство.

Роль воспитателя состоит в том, что он должен ежедневно участвовать в играх детей. При этом должен руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками. Освоение детьми ролевого действия и взаимодействия является важнейшим достижением, связанным с освоением способов построения игры. Когда в игре будет достигнут уровень принятия роли и умения осуществлять в определенно последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.

На занятиях по художественной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Вместе с тем, педагоги, психологи и физиологи считают, что дети в возрасте 3—4 лет должны обязательно рисовать:

  • для детей этого возраста рисование является видом деятельности, которое органично объединяет в одно целое игру и речь и влияет на общее развитие ребенка;
  • в этом возрасте у детей закладываются основы рисования как художественной деятельности. Следовательно, от степени развития у детей самостоятельности в рисовании зависит своевременное развитие у них творчества и дальнейшее его совершенствование на других возрастных этапах;
  • педагоги и психологи считают, что сформированные именно в этом возрасте практические навыки, интерес к рисованию и привычка занимать себя полезной деятельностью оказываются очень прочными и при разумном подкреплении сохраняются на всю жизнь путем переноса на новые жизненные ситуации.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (лепки, аппликации, рисунка, поделки и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, взрослых.

Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата: научился рисовать, резать ножницами, конструировать и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

В НОД по познавательно-речевому, социально-коммуникативному развитию воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. Мальчики плохо воспринимают инструкцию на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Также педагог должен дифференцированно подходить к подбору раздаточного материала (предложить мальчикам посчитать солдатиков, танки, кораблики, флажки, а девочкам предлагает – цветочки, бабочки, матрешки и др). Например, мальчикам предлагает составить и решить задачи о средствах передвижения, а девочкам – об игрушках, принцессах, растениях.

При организации трудовой деятельности выполнение заданий детьми старшего дошкольного возраста можно распределить следующим образом:

Мальчики Девочки

Хозяйственно-бытовой труд

Помогают менять воду, подносят тазики, моют и убирают крупный строитель, ремонтируют книги. Протирают пыль на полочках, моют игрушки, готовят салаты, наводят порядок в шкафчиках, нарезать салфетки.

Дежурство

Ставят для занятий столы, стулья, раздают второе, убирают посуду. Сервируют стол, раскладывают материал для занятий, моют кисточки.

Труд в уголке природы

Переносят горшки с комнатными растениями. Поливают, протирают, рыхлят комнатные растения.

Труд на участке

Подметают дорожки от листвы, зимой – от снега, делают горку из песка в песочнице, выносят оборудование на участок для игр, приносят воду для игр с водой. Поливают песок в песочнице, наводят порядок на веранде, игровых уголках, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках.

Ручной труд

Конструируют из бумаги, картона, бросового материала, мелкого конструктора. Вышивают салфетки, делают сувениры для малышей, мальчиков, работают с бисером.

На музыкальных занятиях музыкальному руководителю следует обращать внимание на красоту, правильность исполнения характерных танцевальных движений, поощрять девочек за грациозность, мальчиков за ритмичность и правильность. При обучении игре на музыкальных инструментах предлагать мальчикам ложки, барабаны, девочкам – бубны, колокольчики, трещотки. Дифференцированно производить отбор танцевальных номеров к праздникам (например, «бравые солдаты», «матросский танец», «танец петрушек, снеговиков, пиратов и др.» — для мальчиков; «танец – снежинок, бусинок, русалочек», «танец с куклами, зонтиками, цветами» — для девочек). Разучивать и совместные танцы — «парный танец», «гусары и барышни» и др.

Формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек должно осуществляться в процессе НОД физической культурой. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метании е предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. Подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам, и девочкам.

Учет гендерных особенностей детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями следует вести по нескольким направлениям:

  • подбор упражнений с использованием карточек-заданий, графически отображающие действия мальчиков и девочек;
  • дозировка физической нагрузки;
  • методика обучения сложным двигательным действиям;
  • педагогическое руководство двигательной деятельностью детей (зависит от уровня двигательной активности, различий в эмоциональности);
  • участие детей в играх и соревнованиях (подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек, и для мальчиков;
  • двигательные предпочтения детей (необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы);
  • взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений;
  • система поощрений (для мальчиков важно, что конкретно оценивается в деятельности, а для девочек – кто и как их оценивает);
  • требования к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Современный педагогический процесс требует от педагогов творческого мышления, моделирования действий, инициативы, осознанного принятия решений.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Алешина Ю.В., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. – М., 1991 — №4.
  2. Великова С.А., Гусарова Г.В. Особенности усвоения ролей мужчины и женщины //Медработник дошкольного образовательного учреждения. – М. 2010. — № 2.
  3. Возрастные особенности психического развития детей / Под. ред. Н.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982.
  4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.
  6. Мазниченко М., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание – М., 2004. — №5.
  7. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.
  8. Репина Т.А., Хризман Т.П. Учиться искусству воспитания. М., 1993.
  9. Филиппова С.О. «На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки!» //Дошкольное воспитание – М., 2002. — №6-2002.
  10. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. М., ТЦ — Сфера, 2006.
  11. Ярская-Смирнова, Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе. Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год