Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей четвертого года жизни».
Занятия с детьми
Автор: Тарасова Татьяна   
23.08.2015 10:21

«Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей четвертого года жизни».«Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей четвертого года жизни».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В процессе совместного досуга родителей и детей есть возможность укрепить здоровье, расширить кругозор, удовлетворить духовные потребности, потребности в общении и т.д.

В исследованиях А.Н. Антоновой, Н.И. Бочаровой, Г.Г Волошенко, О.В. Гимазетдиновой, В.К. Крючек, А.В., Даринского, В.Г. Кочетковой, А.Д. Жаркова, И.А. Новиковой, Б.А. Титова, О.Г. Тихоновой и других досуг рассматривается, как важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры. Досуг позволяет человеку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей.

 

Скачать конспект

Досуг- совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера.

Анализ исследований (Н. А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Н.А. Михайлова и др.) позволяет рассматривать детский досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения ребенка в целях его развития и воспитания.

В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возмож-ность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, отвечающий его интересам. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.

Анализ современного состояния проблемы показал, что проблема взаимодействия детского сада и семьи с целью организации содержательного досуга для развития младших дошкольников недостаточно разработана.

Взаимодействие педагогов и родителей как средство развития ре-бенка-дошкольника четвертого года жизни

Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих ос-новных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.).

Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с жизнью детей дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.

Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.

Систематическое по определенному плану осуществление связи дет-ского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.

Привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности.

Таким образом, воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспита-ния определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагоги должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования — разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Таким образом, задачей педагогов детского сада является помощь родителям педагогически правильно организовать семейный досуг с целью всестороннего развития младшего дошкольника, опираясь на возрастные особенности детей, содержание общеобразовательной программы дошкольного воспитания, интересы родителей и детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эффективности использования досуга детей как средства развития ребенка в период дошкольного детства одна из актуальных для современной дошкольной педагогики. Одним из путей решения этой проблемы является организация взаимодействия педагогов и родителей.

Досуг при взаимодействии детского сада и семьи является эффектив-ным средством развития ребенка четвертого года жизни.

Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга детей четвертого года жизни следует понимать как совместную, взаимодополняющую деятельность, в которой решается общая задача развития ребенка как субъекта детской досуговой деятельности.

Были изучены особенности взаимодействия семьи и детского сада в организации детского досуга и выявлены типичные недостатки, не позволяющие в полной мере использовать детский досуг для развития детей.

Выявилось отсутствие во взаимодействии воспитателей и родителей по вопросам организации детскою досуга содержательных контактов, планомерного, совместного, индивидуального подхода к конкретным детям, а также отсутствие системы взаимодействия воспитателей и родителей.

Педагоги не в полной мере организуют взаимодействие с родителями в целях педагогического сопровождения досуга младшего дошкольника. Совместная деятельность взрослых как организаторов детского досуга носит недостаточно активный, непоследовательный, некоординированный и кратковременный характер.

Педагоги ДОУ и родители воспитанников в процессе педагогического взаимодействия не выступают как партнеры-субъекты, объединенные единой целью развития ребенка в детской досуговой деятельности.

Поэтому была поставлена следующая цель: разработать и осуществить педагогические условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей в организации досуга детей четвертого года жизни.

Таким образом, организация взаимодействия воспитателей и родителей в организации досуга детей четвертого года жизни должна быть направлена на индивидуальный подход к каждой семье и конкретному ребенку, учитывая уровень его развития.

Семейный досуг должен предусматривать вариативность содержания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и реализовывать единый, согласованный подход педагогов и родителей к ребенку с целью всестороннего развития его личности средствами досуговой деятельности.

В приложении можно увидеть «Планирование работы по взаимодействию детского сада с родителями, с целью организации досуга детей четвертого года жизни» и конспект «Семинар — практикум «Досуг с ребенком в жизни вашей семьи», конспект совместного досуга для родителей и детей 2 младшей группе ДОУ, фотографии.

Приложение №1

Планирование работы по взаимодействию детского сада с ро-дителями, с целью организации досуга детей четвертого года жизни

Приложение №2

Семинар — практикум «Досуг с ребенком в жизни вашей семьи»

Цель: привлечь внимание родителей к совместному досугу, который в условиях семьи полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, эмоциональном общении со взрослым.

Задачи:

  1. Донести до сознания родителей важность семейного досуга для развития всесторонней личности.
  2. Обучить родителей правильному использованию досуга.
  3. Формировать у родителей представление о разнообразии детского досуга.
  4. Дать рекомендации как правильно организовывать семейный досуг.

Материалы и оборудование:

Карточки ситуациями, определениями.

Проведение семинара-практикума

Начать встречу с дискуссионного вопроса: «Что, на ваш взгляд, включает понятие «семейный досуг»?

Предложить для обсуждения ряд определений этого понятия, попро-сить выбрать одно из них, обосновать свой выбор.

  1. Семейный досуг – это очень занимательное времяпрепровождение, это веселье, развлечение, получение чего-то нового, свежего для всей семьи.
  2. Семейный досуг – это сугубо коллективная деятельность, качество которой зависит от таких факторов как: уровень культуры и образования в кругу семьи, местообитание и уровень обеспеченности семьи, возраста, индивидуальных особенностей и интересов каждого из членов семьи.
  3. Семейный досуг — это времяпровождение, во время которого собирается вся семья, и они не просто сидят, а активно участвуют в каком-либо действе.

Лепка и рисование – это досуг? – обсуждение родителей.

Как сделать, чтобы досуг был самостоятельным выбором ребенка? Его желанием?

Анализ ситуаций (ребенку 3-4 года)

  1. Осень. Мама с ребенком поехали в парк. Мама ведет сына за руку по дорожке. Мальчик увидел белку, хочет подойти поближе, но маму ему не разрешает, обосновывая это тем, что, если сойти с дорожки, то можно испачкать обувь. На белку можно посмотреть на расстоянии. Ваши действия? Что мама делает правильно, а что нет?
  2. Музей. Мама ведет дочку за ручку. Подойдя к картинам, говорит: «Вот посмотри на эту картину», идет дальше и опять повторяет эту фразу. Ваши действия? Что мама делает правильно, а что нет?
  3. Семейная обстановка. Ребенок хочет после посещения театра проиграть отрывок, просит маму и папу ему помочь. Папа, лежа на диване, пытается что-то изобразить. Мама в это время гладит. Ваше мнении по поводу этого «семейного досуга»? Как бы поступили Вы?

Разыгрывание ситуаций

  1. Мама с ребенком в музее.
  2. Прогулка с ребенком по городу.
  3. Чтение сказки «Три поросенка» (обсуждение с ребенком).

Далее приводится статистика из книги Изменяющаяся Россия в зеркале социологии/Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. – М.: Летний сад, 2004 о досуговых предпочтениях населения (с. 145).

Обсуждения: Как можно организовать семейный досуг?

Это могут быть различные активные игры, занятия, которые развивают мышление, воображение, а можно просто читать, рассказывать забавные истории.

Итоги проделанной работы.

В заключении встречи поблагодарить родителей за активное участие и интерес к проблеме.

Приложение №3

Конспект совместного досуга для родителей и детей 2 младшей группе ДОУ

Тема: «Кто-кто в теремочке живёт?»

Цель:

Формировать систему взаимодействия с родителями с целью раз-вития у них педагогической компетенции, практических навыков.

Задачи:

Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре.

Побуждать детей к активному участию, использовать все окружающее пространство.

Способствовать созданию положительных эмоциональных пережива-ний детей и родителей от совместной деятельности.

Побуждать к самостоятельному поиску творческой композиции.

Обогащать практический опыт детей совместными с родителями практиче-скими действиями.

Воспитывать культуру поведения.

Оборудование и материалы: изображение теремка, шапочки героев сказки:

мышки, лягушки, кота, зайца, лисы, волка, медведя, магнитофон, диски. Макеты домов, заготовки окон, дверей, арок, клей, кисти, краски.

Организация и методика проведения

Теремок размещён у короткой стороны игровой группы. Ведущие роли в играх исполняют родители, одевшие шапочки в соответствии с сюжетом игры.

Ведущий:

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Ведущий: Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:

Лягушка–: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка! А ты кто?

Лягушка: А я лягушка–квакушка.

Мышка: Иди ко мне жить!

Ведущий: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:

Зайчик: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка!

Лягушка: Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

Зайчик: А я зайчик–побегайчик.

Мышка и Лягушка: Иди к нам жить!

Ведущий: Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Лисичка: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка.

Лягушка: Я, лягушка–квакушка.

Зайчик: Я, зайчик–побегайчик.

Мышка, Лягушка и Зайчик: А ты кто?

Мышка, Лягушка и Зайчик: Иди к нам жить!

Ведущий: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

Волчок: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка.

Лягушка: Я, лягушка–квакушка.

Зайчик: Я, зайчик–побегайчик.

Лисичка: Я, лисичка–сестричка.

Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка: А ты кто?

Волчок: А я волчок–серый бочок.

Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка: Иди к нам жить!

Ведущий: Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услы-хал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Медведь: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка.

Лягушка: Я, лягушка–квакушка.

Зайчик: Я, зайчик–побегайчик.

Лисичка: Я, лисичка–сестричка.

Волчок: Я, волчок–серый бочок.

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волчок: А ты кто?

Медведь: А я медведь косолапый.

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волчок: Иди к нам жить!

Ведущий: Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.

Мышка (растерянно): Что же делать? Где мы теперь будем жить?

Медведь: Простите, пожалуйста, я не хотел раздавить теремок.

Лягушка: Зима на дворе, а нам жить негде. Что будем делать?

Ведущий: Я знаю чем вам помочь. Ребята, вы хотите помочь животным теремка? Давайте построим город, в котором будут жить наши сказочные животные. Я предлагаю сделать такие же красивые дома, как у вас. В каких домах вы живете? (Большие, многоэтажные и т.д.). У нас сегодня в гостях ваши родители они нам будут помогать.

А пока мы будем готовить все к изготовлению домов — теремков, я предлагаю вам потанцевать с вашими родителями.

Танцы под музыку на ковре.

Раскладываются на столах готовые детали для изготовления домов (заготовки окон, дверей, арок, каркас дома и т.д.), краски, кисти, клей, цветную бумагу и т.д.

Ведущий: У нас все готово для вашего творчества. Приглашаем к рабочим местам. Выбирайте себе любой материал. Можно изготовить дом, похожий на ваш собственный (фотографии и рисунки ваших домов будут служить вам помощниками), а можно придумать новый сказочный дом. Главное, чтобы взрослые и дети работали вместе.

Желаем успехов!

Окончив работу, все дома расставляются на ковре, строится город (улица).

Ведущий: Смотрите, какой у нас получился город (рассматриваются дома). Давайте мы все сфотографируемся на память в нашем красивом городе. Я думаю, звери будут очень рады жить в таком городе.

Далее предлагается поиграть «в городе» совместно родителями (по желанию).

Автор: Т.В. Тарасова

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год