Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Целевая программа студии «Самоделкин», направленная на развитие творческих способностей дошкольников
Занятия с детьми
Автор: Лариса Каменева   
12.02.2014 08:48

 

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность и адресат программы

На сегодняшний день на базе Центра дополнительного образования ДОУ «Родничок» функционирует студия дополнительного образования «Самоделкин».

Значимость внедрения в основную программу развития и воспитания дошкольников программы студии дополнительного образования «Самоделкин» определена двумя ведущими предпосылками.

Во-первых, современный этап развития социума характеризуется интенсификацией процесса массового производства сложно утилизируемых материалов, а именно, целлофана, полиэтилена, пластика, пластмасс и других синтетических полимеров. В изменяющихся быстрыми темпами реалиях одной из важнейших областей социального контроля становится сохранение чистоты окружающей среды, особое значение приобретают вопросы формирования культуры потребления и использования резервов, гуманитарного мышления.

Первоначально процесс генерирования экологической и экономической культуры происходит в дошкольном возрасте, поскольку именно на данном этапе жизненного пути ребенок входит во все сферы общественной жизни, знакомится с миром природы, людей и предметов, усваивает общечеловеческие ценности (А. В. Петровский). Этому в большой мере способствует интеграция бросового и природного материала, демонстрирующая хрупкую связь между природой и производством.

К тому же, дошкольное детство - период образования важнейших составляющих самосознания личности, что обусловливает необходимость формирования основ разумного использования ребенком тех резервов человечества, которыми он начинает пользоваться в повседневной жизни.

Во-вторых, согласно В. Я. Лыкову и В. В. Новикову, дошкольный период является сензитивным в становлении воображения, фантазии и креативности, творческих и практических умений. Этому в значительной степени способствует участие детей во внезанятийной деятельности, в которой воспитанники имеют возможность изготовить собственные игрушки, поделки, панно и украсить ими интерьер детского сада, группы, своей комнаты.

Занятия в студии «Самоделкин» обогащают личность детей, позволяют развивать интеллектуальные способности, мелкую моторику пальцев рук; выражать индивидуальность, желание ценить прекрасное, активное стремление к познанию и созиданию. При этом, казалось бы, ненужные предметы: пластмассовые бутылки, коробки, пакеты, куски клеенки, синтепона, обрезки ткани, сухие листочки и травинки приобретают «вторую жизнь». Да и как это познавательно, весело и увлекательно для маленьких дизайнеров!

Адресат: дошкольники от 4 до 7 лет.

В настоящий момент студию «Самоделкин» посещают десять детей: пять мальчиков и пять девочек. В числе воспитанников студии есть дети, имеющие особую потребность в развитии и совершенствовании мелкой моторики рук, дети, проявляющие высокую познавательную активность и стремящиеся к самовыражению. Творческий процесс создания разнообразных поделок, а точнее, самоделок по-настоящему увлекает каждого маленького созидателя, принося радость и от процесса работы и от ее результатов.

1.2. Методологическое обоснование и принципы отбора содержания

Методологической основой данной программы явились концепция деятельности А. Н. Леонтьева, концепция действия А. В. Запорожца, теория структуры детского творчества Л. Б. Ермолаевой-Томиной, мульти-интеллектуальная теория детского творчества Х. Гарднера, концепция свободы детского творчества Ф. Чижека.

Ключевыми для нас стали следующие идеи:

идеи А. Н. Леонтьева о сензитивности периода дошкольного детства для развития интегративных психологических механизмов в предметной деятельности, увлекаемости и становления интереса детей к действиям с предметами;

идеи А. В. Запорожца о развитии детского воображения, фантазии, мышления, социальных чувств посредством создания и действий с предметами культуры;

идеи Л. Б. Ермолаевой-Томиной о ведущей роли социального окружения и культурной среды в становлении потребности ребенка в творчестве;

идеи Х. Гарднера о модели семи разумных способностей или семи видах интеллекта как биологического потенциала, интенсивно проявляющегося под воздействием социального окружения;

идеи Ф. Чижека о поддержании интереса ребенка к творчеству через предоставление ему образцов действия наряду со значительной долей свободы самовыражения.

Принципы отбора содержания программы:

♦ гуманизации (учет потребностей и интересов детей);

♦ демократизации (предоставление каждому ребенку возможности самовыражения);

♦ культуросообразности (максимальное использование в тематическом планировании занятий культурной среды города, обогащение социального опыта ребенка);

♦ природосообразности (подбор содержания, оборудования и материалов кружка организуются с учетом возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей детей);

♦ доступности (учет познавательных возможностей детей);

♦ наглядности (использование в работе разнообразного материала);

♦ деятельности (развитие психических механизмов в деятельности);

♦ интерактивности (обеспечение возможности самостоятельного изготовления работ под руководством воспитателя);

♦ научности (отражение в содержании кружковой работы новейших исследовательских достижений относительно способов сложно перерабатываемых материалов);

♦ системности (последовательное предоставление материала программы);

♦ перспективы (поэтапное усложнение изготавливаемых работ).

1.3. Описание программы

Назначение: целевая программа предназначена для решения круга вопросов, связанных с воспитанием экологической, экономической культуры и культуры потребления, развитием творческих и практических умений, интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук.

Востребованность: данная программа может быть востребована воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, родителями, а также другими лицами, которые имеют среднее и высшее профессиональное образование по педагогическим специальностям с разным стажем профессиональной деятельности, так и без специального образования.

При этом программа доступна в применении воспитателям, имеющим небольшой стаж педагогический работы, может стать для них незаменимым ориентиром в ведении кружковой работы.

Тип программы: программа дополнительного образования, развивающая. Формы реализации: индивидуальная, групповая, смешанная

Вид по времени реализации: долгосрочная (реализуется на протяжении трех лет с детьми, проходящими три этапа дошкольной подготовки: в первый год занимаются дети средней, на второй год – старшей, на третий год - подготовительной группы).

Цель программы: способствовать активизации детского творчества и становлению культуры потребления путем применения в студийной деятельности бросового материала.

Задачи:

1. Обучающая: обучать детей способам подбора подходящего материала, приемам представления, создания схем будущей поделки, ее творческого оформления.

2. Развивающая: способствовать развитию воображения, креативности, познавательного интереса, пространственного, математического мышления и зрительно-двигательной координации.

3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, содействовать становлению культуры потребления.

Программа реализуется в три этапа:

I. На первом этапе происходит первичное информирование детей о проблеме охраны окружающей среды от засорения бросовым сложно утилизируемым материалом, о возможности вторичного применения природного материала (сухие листья и травинки, сухие веточки и др.). Далее дети знакомятся со способами применения бросового и природного материала, творческими профессиями, использующими в работе бросовый и природный материал (художник, модельер, дизайнер), совместно обсуждаются пути его применения в украшении интерьера детского сада, группы и детской комнаты. Родители воспитанников также привносят свои идеи. На данном этапе собираем разнообразный бросовый и природный материал.

Поскольку в работе применяется бросовый материал, он подбирается с учетом определенных требований:

- безопасность (чистота, отсутствие токсичности, острых и режущих поверхностей и т. д.);

- соответствие возрастным особенностям детей;

- доступность обработки (легкость склеивания, вырезания);

- вариативность (видовое разнообразие).

II. Второй этап - непосредственная работа над созданием самоделок. Данный этап наиболее длителен. Дети знакомятся с приемами работы с бросовым и природным материалом, видами работы, создают собственные маленькие шедевры. Во время занятий детям предлагаются игровые упражнения для релаксации мышц рук.

В зависимости от сложности изготовления поделки работа планируется в 2 этапа: подготовительный (заготовка деталей) и основной (сборка поделки).

Работа над каждым изделием выполняется в несколько шагов:

создание или выбор макета изделия;

подбор необходимых материалов, их проверка на соответствие требованиям;

подготовка рабочего места и оборудования;

изготовление изделия;

уборка рабочих мест.

III. Третий этап - подведение итогов работы: создание коллекций, организация презентаций изделий, выставок, украшение интерьера детского сада, группы, демонстрация изделий родителям, обобщение и интеграция опыта работы на конференциях, консультациях и мастер-классах для педагогов.

Целевая программа способствует полноценному развитию личности ребенка путем развития всех блоков его личностной сферы, обогащения необходимыми знаниями родителей, обобщения и интеграции опыта проводимой работы с воспитателями.

Место программы в воспитательно-развивающем процессе: программа дополнительного образования «Самоделкин» дополняет программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», под редакцией Д. М. Фельдштейна, что способствует полноценному обогащению личности ребенка, закреплению полученных умений и навыков.

Периодичность занятий: занятия в студии проводятся 2 раза в неделю по 5 человек в один день.

Продолжительность одного занятия: от 20 –до 30 минут.

Ожидаемые результаты:

1. Усвоение способов подбора подходящего материала, приемов представления, создания схем будущей поделки, ее творческого оформления.

2. Развитие на достаточном уровне воображения, креативности, познавательного интереса, пространственного, математического мышления, зрительно-двигательной координации и мелкой моторики руки.

3. Становление трудолюбия, терпения, аккуратности, самостоятельности, активности, формирование основ культуры потребления.

2. Содержание программы

2.1. Формы работы с детьми, родителями и воспитателями

 

 

Формы работы студии

 

с детьми

с родителями

с воспитателями

 

1. Беседы, рассказы

1. Анкетирование «Хочу, чтобы мой ребенок…»

1. Консультации «Сделай вместе с ребенком», «Не выбрасывайте – пригодится»

 

2. Рассматривание иллюстраций

2. «Создание банка идей»

2. Мастер-классы, консультации, семинары-практикумы

 

3. Составление схем, макетов

3. Помощь в сборе бросового материала

3. Посещение выставок самоделок

 

4. Сбор бросового материала

4. Тематические беседы

4. Просмотр видеосюжетов работы детей

 

5. Просмотр презентаций, видеороликов

5. Мастер-класс, папки-передвижки

5. Рекомендации по оптимизации деятельности студии

 

6. Чтение необходимой литературы

6. Индивидуальные

консультации

6. Педагогические проекты, природоохранные акции.

 

7. Заучивание тематических потешек, прибауток, стихотворений

7. Совместное посещение городских выставок

 

8. Разучивание различных техник изготовления самоделок

8. Приглашение на презентации творческих работ воспитанников

 

9. Изготовление самоделок

9. Размещение информации на сайте ДОУ «Родничок» и в газете ДОУ.

 

10. Организация сюжетно-ролевых игр с использованием самоделок

10. Природоохранные акции

 

11. Подготовка и проведение театрализованных игр с использованием самоделок

 

12. Организация выставок, мини-музеев, собрание коллекций

13. Участие в конкурсах различного уровня

 

 

3. Результаты реализации и оценка эффективности программы

Итогом реализации программы дополнительного образования «Самоделкин» являются:

■ наличие у дошкольников представлений об основах охраны окружающей среды и возможностях использования бросового материала в самостоятельной творческой деятельности и творческих профессиях (художник, модельер, дизайнер);

■ знание способов подбора бросового материала, разнообразных техник и приемов работы с бросовым материалом;

■ устойчивый интерес к творческому процессу, терпеливость при выполнении работы, желание самостоятельно и аккуратно мастерить самоделки, развитие воображения и фантазии;

■ более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений, зрительно – двигательной координации;

■ развитие коммуникативной сферы, а именно: желания и умения договариваться при выполнении коллективной работы;

■ продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников, обобщение и интеграция опыта работы, предоставление мастер-классов и консультаций для коллег, совместная проектная деятельность;

■ участие в конкурсах.

Оценка эффективности программы строится на основе мониторинга степени развития познавательного интереса, личностных качеств, мелкой моторики воспитанников (путем наблюдения и бесед), оценок деятельности студии педагогической общественностью.

Работы детей, выполненных в студии, неоднократно были представлены на конкурсах различного уровня.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год