Целевая программа студии «Самоделкин», направленная на развитие творческих способностей дошкольников |
Занятия с детьми | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Лариса Каменева | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.02.2014 08:48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность и адресат программы На сегодняшний день на базе Центра дополнительного образования ДОУ «Родничок» функционирует студия дополнительного образования «Самоделкин». Значимость внедрения в основную программу развития и воспитания дошкольников программы студии дополнительного образования «Самоделкин» определена двумя ведущими предпосылками. Во-первых, современный этап развития социума характеризуется интенсификацией процесса массового производства сложно утилизируемых материалов, а именно, целлофана, полиэтилена, пластика, пластмасс и других синтетических полимеров. В изменяющихся быстрыми темпами реалиях одной из важнейших областей социального контроля становится сохранение чистоты окружающей среды, особое значение приобретают вопросы формирования культуры потребления и использования резервов, гуманитарного мышления. Первоначально процесс генерирования экологической и экономической культуры происходит в дошкольном возрасте, поскольку именно на данном этапе жизненного пути ребенок входит во все сферы общественной жизни, знакомится с миром природы, людей и предметов, усваивает общечеловеческие ценности (А. В. Петровский). Этому в большой мере способствует интеграция бросового и природного материала, демонстрирующая хрупкую связь между природой и производством. К тому же, дошкольное детство - период образования важнейших составляющих самосознания личности, что обусловливает необходимость формирования основ разумного использования ребенком тех резервов человечества, которыми он начинает пользоваться в повседневной жизни. Во-вторых, согласно В. Я. Лыкову и В. В. Новикову, дошкольный период является сензитивным в становлении воображения, фантазии и креативности, творческих и практических умений. Этому в значительной степени способствует участие детей во внезанятийной деятельности, в которой воспитанники имеют возможность изготовить собственные игрушки, поделки, панно и украсить ими интерьер детского сада, группы, своей комнаты. Занятия в студии «Самоделкин» обогащают личность детей, позволяют развивать интеллектуальные способности, мелкую моторику пальцев рук; выражать индивидуальность, желание ценить прекрасное, активное стремление к познанию и созиданию. При этом, казалось бы, ненужные предметы: пластмассовые бутылки, коробки, пакеты, куски клеенки, синтепона, обрезки ткани, сухие листочки и травинки приобретают «вторую жизнь». Да и как это познавательно, весело и увлекательно для маленьких дизайнеров! Адресат: дошкольники от 4 до 7 лет. В настоящий момент студию «Самоделкин» посещают десять детей: пять мальчиков и пять девочек. В числе воспитанников студии есть дети, имеющие особую потребность в развитии и совершенствовании мелкой моторики рук, дети, проявляющие высокую познавательную активность и стремящиеся к самовыражению. Творческий процесс создания разнообразных поделок, а точнее, самоделок по-настоящему увлекает каждого маленького созидателя, принося радость и от процесса работы и от ее результатов. 1.2. Методологическое обоснование и принципы отбора содержания Методологической основой данной программы явились концепция деятельности А. Н. Леонтьева, концепция действия А. В. Запорожца, теория структуры детского творчества Л. Б. Ермолаевой-Томиной, мульти-интеллектуальная теория детского творчества Х. Гарднера, концепция свободы детского творчества Ф. Чижека. Ключевыми для нас стали следующие идеи: ● идеи А. Н. Леонтьева о сензитивности периода дошкольного детства для развития интегративных психологических механизмов в предметной деятельности, увлекаемости и становления интереса детей к действиям с предметами; ● идеи А. В. Запорожца о развитии детского воображения, фантазии, мышления, социальных чувств посредством создания и действий с предметами культуры; ● идеи Л. Б. Ермолаевой-Томиной о ведущей роли социального окружения и культурной среды в становлении потребности ребенка в творчестве; ● идеи Х. Гарднера о модели семи разумных способностей или семи видах интеллекта как биологического потенциала, интенсивно проявляющегося под воздействием социального окружения; ● идеи Ф. Чижека о поддержании интереса ребенка к творчеству через предоставление ему образцов действия наряду со значительной долей свободы самовыражения. Принципы отбора содержания программы: ♦ гуманизации (учет потребностей и интересов детей); ♦ демократизации (предоставление каждому ребенку возможности самовыражения); ♦ культуросообразности (максимальное использование в тематическом планировании занятий культурной среды города, обогащение социального опыта ребенка); ♦ природосообразности (подбор содержания, оборудования и материалов кружка организуются с учетом возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей детей); ♦ доступности (учет познавательных возможностей детей); ♦ наглядности (использование в работе разнообразного материала); ♦ деятельности (развитие психических механизмов в деятельности); ♦ интерактивности (обеспечение возможности самостоятельного изготовления работ под руководством воспитателя); ♦ научности (отражение в содержании кружковой работы новейших исследовательских достижений относительно способов сложно перерабатываемых материалов); ♦ системности (последовательное предоставление материала программы); ♦ перспективы (поэтапное усложнение изготавливаемых работ). 1.3. Описание программы Назначение: целевая программа предназначена для решения круга вопросов, связанных с воспитанием экологической, экономической культуры и культуры потребления, развитием творческих и практических умений, интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук. Востребованность: данная программа может быть востребована воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, родителями, а также другими лицами, которые имеют среднее и высшее профессиональное образование по педагогическим специальностям с разным стажем профессиональной деятельности, так и без специального образования. При этом программа доступна в применении воспитателям, имеющим небольшой стаж педагогический работы, может стать для них незаменимым ориентиром в ведении кружковой работы. Тип программы: программа дополнительного образования, развивающая. Формы реализации: индивидуальная, групповая, смешанная Вид по времени реализации: долгосрочная (реализуется на протяжении трех лет с детьми, проходящими три этапа дошкольной подготовки: в первый год занимаются дети средней, на второй год – старшей, на третий год - подготовительной группы). Цель программы: способствовать активизации детского творчества и становлению культуры потребления путем применения в студийной деятельности бросового материала. Задачи: 1. Обучающая: обучать детей способам подбора подходящего материала, приемам представления, создания схем будущей поделки, ее творческого оформления. 2. Развивающая: способствовать развитию воображения, креативности, познавательного интереса, пространственного, математического мышления и зрительно-двигательной координации. 3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, содействовать становлению культуры потребления. Программа реализуется в три этапа: I. На первом этапе происходит первичное информирование детей о проблеме охраны окружающей среды от засорения бросовым сложно утилизируемым материалом, о возможности вторичного применения природного материала (сухие листья и травинки, сухие веточки и др.). Далее дети знакомятся со способами применения бросового и природного материала, творческими профессиями, использующими в работе бросовый и природный материал (художник, модельер, дизайнер), совместно обсуждаются пути его применения в украшении интерьера детского сада, группы и детской комнаты. Родители воспитанников также привносят свои идеи. На данном этапе собираем разнообразный бросовый и природный материал. Поскольку в работе применяется бросовый материал, он подбирается с учетом определенных требований: - безопасность (чистота, отсутствие токсичности, острых и режущих поверхностей и т. д.); - соответствие возрастным особенностям детей; - доступность обработки (легкость склеивания, вырезания); - вариативность (видовое разнообразие). II. Второй этап - непосредственная работа над созданием самоделок. Данный этап наиболее длителен. Дети знакомятся с приемами работы с бросовым и природным материалом, видами работы, создают собственные маленькие шедевры. Во время занятий детям предлагаются игровые упражнения для релаксации мышц рук. В зависимости от сложности изготовления поделки работа планируется в 2 этапа: подготовительный (заготовка деталей) и основной (сборка поделки). Работа над каждым изделием выполняется в несколько шагов: создание или выбор макета изделия; подбор необходимых материалов, их проверка на соответствие требованиям; подготовка рабочего места и оборудования; изготовление изделия; уборка рабочих мест. III. Третий этап - подведение итогов работы: создание коллекций, организация презентаций изделий, выставок, украшение интерьера детского сада, группы, демонстрация изделий родителям, обобщение и интеграция опыта работы на конференциях, консультациях и мастер-классах для педагогов. Целевая программа способствует полноценному развитию личности ребенка путем развития всех блоков его личностной сферы, обогащения необходимыми знаниями родителей, обобщения и интеграции опыта проводимой работы с воспитателями. Место программы в воспитательно-развивающем процессе: программа дополнительного образования «Самоделкин» дополняет программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», под редакцией Д. М. Фельдштейна, что способствует полноценному обогащению личности ребенка, закреплению полученных умений и навыков. Периодичность занятий: занятия в студии проводятся 2 раза в неделю по 5 человек в один день. Продолжительность одного занятия: от 20 –до 30 минут. Ожидаемые результаты: 1. Усвоение способов подбора подходящего материала, приемов представления, создания схем будущей поделки, ее творческого оформления. 2. Развитие на достаточном уровне воображения, креативности, познавательного интереса, пространственного, математического мышления, зрительно-двигательной координации и мелкой моторики руки. 3. Становление трудолюбия, терпения, аккуратности, самостоятельности, активности, формирование основ культуры потребления. 2. Содержание программы 2.1. Формы работы с детьми, родителями и воспитателями
3. Результаты реализации и оценка эффективности программы Итогом реализации программы дополнительного образования «Самоделкин» являются: ■ наличие у дошкольников представлений об основах охраны окружающей среды и возможностях использования бросового материала в самостоятельной творческой деятельности и творческих профессиях (художник, модельер, дизайнер); ■ знание способов подбора бросового материала, разнообразных техник и приемов работы с бросовым материалом; ■ устойчивый интерес к творческому процессу, терпеливость при выполнении работы, желание самостоятельно и аккуратно мастерить самоделки, развитие воображения и фантазии; ■ более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений, зрительно – двигательной координации; ■ развитие коммуникативной сферы, а именно: желания и умения договариваться при выполнении коллективной работы; ■ продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников, обобщение и интеграция опыта работы, предоставление мастер-классов и консультаций для коллег, совместная проектная деятельность; ■ участие в конкурсах. Оценка эффективности программы строится на основе мониторинга степени развития познавательного интереса, личностных качеств, мелкой моторики воспитанников (путем наблюдения и бесед), оценок деятельности студии педагогической общественностью. Работы детей, выполненных в студии, неоднократно были представлены на конкурсах различного уровня.
|