Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование психологического здоровья у детей
Здоровье
Автор: Главный Редактор   
02.08.2016 16:33

Примерная схема анализа образовательной среды как способствующей сохранению и формированию психологического здоровья.

Ст преподаватель кафедры психологии КГПУ
Метелкина Т.Н.

Анализ функции и норм образовательной среды по след критериям:


Способствует ли О.С.
•развитию сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути,
•воспитанию инициативы и ответственности УОП (участ. обр. проц.) в природных и социальных сферах,
•обеспечению возможностей для личностно-проф. роста, самоопределения, самореализации УОП.
•овладению средствами достижения интеллектуально-нравственной свободы УОП;
•созданию условий для самостоятельности, саморазвития, индивидуальности человека, развития его духовных потенций.
Анализ позиций УОП  
Оценка позиций  Педагога, Ученика, Администрации, Родителя как субъектов деятельности по сохранению здоровья. С этой целью необходимо проанализировать наличие потребности и мотивации к организации и осуществлению различной деятельности по здоровьесохранению у участников образовательного пространства.
1.У администрации - по формированию стратегии развития учреждения как здоровьеразвивающей;
2.У педагога - по организации профессиональной деятельности как здоровьесохраняющей и формирующей культуру здоровья;
3.У  ученика - по формированию ЗОЖ и ценности здоровья;
4.У родителей  - по организации деятельности семьи как здоровьесохраняющей и формирующей культуру здоровья;

Анализ модели  взаимодействия участников образовательного процесса.
1.Определение ведущего модуса отношений участников образовательного процесса:
1.СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S - O) характерны для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребёнком
2.СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S - S) характерны для личностно-ориентированной модели взаимодействия. Диагностика моделей см. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога. - М., 1997.
2.  Анализ ведущих принципов, норм коммуникации и взаимодействия.
1.ПРИНЦИП ДИАЛОГИЗАЦИИ педагогического взаимодействия
•Оценка пед. общения с точки зрения наличия диалога  
•Оценка стратегии взаимодействия, т.е. позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей.
     2.  ПРИНЦИП ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ –
•Оценка УВП, применяемых технологий, содержания обучения с точки зрения  их направленности на актуализацию исследовательской активности ребёнка
3. ПРИНЦИП ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ
•Оценка степени вклады личностного опыта в ролевом взаимодействии: ученик-учитель.
4. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
•оценка адекватности содержания, форм и методов воспитания возрастным и индивидуальным возможностям ребёнка.

Для проведения оценки  деятельности школы как здоровьесохраняющей необходимо опираться на обоснованные в отечественной психологии методологические принципы "прогностичности диагностики" и "единства диагностики и коррекции развития" (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, К.М.Гуревич).
С целью оценки влияния педтехнологий, программ обучения ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психического здоровья. В.Э. Пахальян предлагает в системе психолого-педагогических школьных служб проводить мониторинг следующих сфер: когнитивного развития ребенка; личностного развития; эмоционально-волевого развития; развития мотивационно-смысловой сферы.
 Наряду с традиционной селективной психодиагностикой (диагностикой отбора, соответствия демонстрируемым ребенком уровнем развития психических процессов, свойств и качеств установленным среднестатистическим нормам развития), необходимо выделять особый предмет диагностики. Необходимо анализировать ситуацию развития ребенка.
По мнению А.Г.Асмолова, необходимо шире применять на практике методы и методики диагностики развития, что позволит от констатации наличных психологических особенностей ребенка перейти к исследованию условий оптимального развития ребенка в образовательных процессах,
Частные методики диагностики.
Методы изучения  психоэмоционального  состояния школьника. Для изучения психоэмоционального состояния учащихся, в процессе школьного обучения, можно использовать методику цветописи (О.Г. Иванова, 1988). Для определения устойчивости к стрессу возможно использование теста Люшера. Для оценки состояния эмоционально-личностной сферы наиболее эффективно использование проектировочных методов диагностики: рисуночных тестов, метода незаконченных, предложений, ТАТов. Тест «Рисунок человека» позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка, так и особенности эмоционально – личностной сферы. Тест «Пиктограмма» предложен А.Р. Лурией как метод исследования мышления и памяти. В дальнейшем с помощью данного метода были разработаны критерии личностных и эмоциональных особенностей. Оценить уровень и структуру школьной тревожности возможно с помощью теста школьной тревожности Филлипса. (Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога, Москва, 2001 ) и теста тревожности Дж.Тейлора-А.М.Прихожан (Ярулов А.А, Индивидуально-ориентированная система обучения, Красноярск,1998).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год