Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Интеграция ребенка со зрительным и речевым нарушением в общеобразовательную группу ДОУ (из опыта работы)
Нарушение зрения у детей
Автор: Светлана Степановна Расторгуева   
06.01.2014 00:15

Интеграция ребенка со зрительным и речевым нарушением в общеобразовательную группу ДОУ (из опыта работы)Расторгуева С.С. Старший воспитатель ЦРР – д/с «Туллукчаана» С. Ытык –Кюель, Таттинского улуса Республики Саха -Якутия
В последнее десятилетие с изменением экологической ситуации в мире из года в год на свет появляются дети  с различными патологиями и врожденными нарушениями здоровья. Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных групп стала еще актуальней с введением ФГТ.
Самыми распространенными  нарушениями сейчас стали различные виды нарушения зрения и речевые нарушения.
Зрение – это самое важное в жизни человека. Все мы с самого рождения познаем мир  на 90% при помощи зрительного анализатора [3].    С рождения и в течении большей половины нашей жизни наше зрение должно развиваться, но под воздействием разных факторов  мы не сохраняя, ухудшаем наше зрение
У нас  в сельской местности, где нет специализированных детских садов, и даже групп для детей с нарушением зрения, детям с ограниченными возможностями по зрению, остается только возможность на равнее с здоровыми детьми посещать общеобразовательные группы. Сейчас  каждый ребенок с ОВЗ должен быть охвачен любым дошкольным образовательным учреждением, в проживаемой местности. Самое главное, что обучение и воспитание детей с нарушениями должно нести в себе слова «не навреди». Мы должны интегрировав, детей с нарушениями зрения  в коллектив здоровых сверстников, строить дальнейшую работу  с ними с учетом их нарушений. И поэтому, каким бы низким ни было зрение, сохранять его, а некоторых случаях и улучшать его – важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям, а в образовательном учреждении педагогам, которые работают с ребенком.
Как отмечает медицина, психология и педагогика дети с различными нарушениями имеют вторичные дефекты, а в случае зрительного нарушения  у таких детей вторичным нарушением бывают «речевые». [1] Так и в нашей практике был ребенок   с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) и вторичным речевым нарушением  (дислалия, клоно – тоническое заикание).
Ребенок поступил к нам из другого детского сада в возрасте 5 лет. До этого коррекционные занятия не проводились. Коля по своему характеру очень отличался от психологической характеристики детей с зрительными и речевыми нарушениями, он не обращал внимания на свои дефекты, вел себя как обычный здоровый ребенок, очень дружелюбный, доброжелательный, не обидчивый и даже не смотря на заикание был очень общительным. Но у него можно отметить рассеянное внимание, не устойчивую память, не усидчивость, что характерно детям с зрительным нарушением
Имея в группе ребенка с двумя тяжелыми нарушениями, мы стали строить образовательно – воспитательный процесс в отношении его,  с учетом его возможностей.
Основной  целью стало: адаптация в коллективе здоровых детей; предупреждение риска снижения зрения; достижение ребенком достаточного уровня   обученности и готовности продолжения  обучения в начальной школе.
Для этого  нам необходимо было выполнение следующих задач:
-Грамотное адаптирование ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников
-Создание индивидуального образовательного маршрута, учитывая:
- организацию учебно – воспитательного процесса с учетом зрительных возможностей ребенка
-создание щадящего режима в учебно – воспитательном процессе (соблюдение определенных санитарно – гигиенических норм, дозировка зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения)
- организацию коррекционно – развивающей работы с педагогом – психологом, учителем – логопедом.
- охват ребенка дополнительным образованием.
Грамотное проведение адаптационной работы на основе игровой деятельности и с учетом интересов самого ребенка, а также  постоянном нравственном настрое здоровых детей -   положительно отразилось на адаптацию Коли к детскому саду и на взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Организация и проведение учебно – воспитательного процесса основывалось на решении педконсилиума при ДОУ  (с участием воспитателей, психолога, логопеда, медицинского работника и родителя ребенка)  о создании «индивидуального образовательного маршрута».
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка со зрительным
и речевым нарушением.
Период ИОМ: октябрь – декабрь (* ИОМ сначала разрабатывается только на один триместр, после корректируется)
Режим пребывания ребенка в ДОУ: полный день
Содержание работы: октябрь – адаптация к ДОУ и коллективу сверстников, диагностика
С середины октября – посещение занятий в группе с дозированием времени и нагрузки глаз; индивидуальные занятия по 15-20 минут; адаптивные физкультурные занятия.
Посещение коррекционных занятий логопеда и психолога (по индивидуальному плану).
Посещение ребенком дополнительного образования по способностям: хореография (адаптивная), занятия лепкой, рисованием  по желанию ребенка в «Художественном салоне».
Декабрь – диагностика, корректировка ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут для Ф.И. ребенка  старшей группы с нарушением зрения и заиканием на 3 месяца
НОД с дозир-ем зрит. нагруз. 15-20 минут

Исключаемые физические упражнения

Охват доп. образованием

Ритмика

Инд-ые коррекционные занятия

Математика

Рисование

Аппликация

При организации и проведений занятий со  слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), соскоки со снарядов, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения[5].

-важное средством ориентировки в окружающем мире и в информации.

- умение точно, экономично и правильно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности.

-усвоение двигательного действия

-формирование чувства ритма   Музыкально-ритмическая деятельность   организуется посредством использования основных гимнастических упражнений с предметами и без них в сочетании с музыкой, танцевальных движений, музыкально-речевых игр, упражнений на согласование движений и музыки.

ИКР с психологом тактильная терапия

ИКР с логопедом  расслабляющий массаж, дыхательные упражнения

ИКР с логопедом  коррекция звукопроизношения

ИКР с  психологом медитация

ИКР  с логопедом  массаж, дых. упр-я, коррекция звукопроизношения

Для ребенка были созданы соответствующие условия для пребывания в ДОУ: достаточное освещение групповых игровых и занимательных зон, а также настольная лампа для занятий,  удобное  размещение  за столом вблизи от доски , расположение наглядного материала на уровне глаз   и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
Выбор занятии ритмикой исходил от инициативы матери ребенка, а педагоги были только рады, и для Коли была разработан «щадящий» режим занятий ритмикой Посещение занятий ритмики для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории, так как ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в обшей деятельности.[2] А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку.[4] .
Вся работа по индивидуальному образовательному маршруту  необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.
В ходе правильно запланированной образовательно – воспитательной, коррекционной работы ребенок к 6,5  годам  имел достаточный уровень знаний к обучению в школе, психологическую подготовку к школе.
Использованная литература:
1.Классин О.Н. Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с нарушением зрения. /Особенности организации психолого – педагогического воздействия в условиях специализированного учреждения для детей с нарушением зрения. Сборник методических рекомендаций./ Нерюнгри, 2005
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2002.
3. Психология восприятия. Литература для студента. Libsib.ru>Главная>Общая психология.
4.Толмачева О.И. Особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки со слепыми и слабовидящими детьми//Барнаулwww.bigipi.ru/conf/tezis/shkol…
5.Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями зрения/Под общей ред. Проф. Шапковой Л.В.- М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год