Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей с ОВЗ в ДОУ.
Занятия по Музыке
Автор: Рачеева Татьяна Леонидовна   
01.11.2018 20:32

Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей с ОВЗ в ДОУ.Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей с ОВЗ в ДОУ.

Автор:

Рачеева Татьяна Леонидовна. Музыкальный руководитель МБДОУ Д/с № 52 «Белочка»

«Игра развивает индивидуальность; играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания» Э. Жак-Далькро.

Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми с особыми возможностями здоровья. Как правило у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты и т. п.). Актуальность темы.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений в музыкальном воспитании детей с ОВЗ заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

 

В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально — сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

В чём же ценность дидактических игр и пособий в работе с детьми с ОВЗ? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания.

Цель работы определила и поставила следующие задачи:

  • Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
  • Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;
  • Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе. Проанализировать полученные результаты.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств, передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

Основные направления деятельности.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры должны быть красочно оформлены. В процессе пения они помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении.

Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

  1. этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.
  2. этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
  3. этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.
  4. этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу. Включение музыкально-дидактических игр в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.

Музыкально-дидактические игры с пособиями.

«Бабочки».

«Дружные бабочки»

Педагог раздает детям бабочек парного цвета. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждый ребенок должен найти себе пару-бабочку такого же цвета.

«Собери свой кружок».

Педагог раздает детям бабочек 3-4 цветов. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. По смене музыкального сопровождения дети должны собраться в кружки по цвету. Поощряются дети, сумевшие собраться первыми и построить ровный круг.

«Цветочная поляна»

Педагог раздает девочкам бабочек, а мальчикам цветочки или листики. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждая девочка должна найти своей бабочке цветочек для отдыха.

«Бабочка и ветерок»

Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями ( «бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

«День рождения бабочки»

Дети стоят в кругу, педагог-ведущий в центре. Под спокойную часть музыки дети подзывающими движениями стараются подозвать к себе бабочку в руках воспитателя. Педагог выбирает одного из детей и выводит его в середину. Они вместе танцуют танец, а дети хлопаю им под музыку.

«Кто внимательный?»

Дети с бабочками в руках идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. Снова звучит акцент в музыке, идущий впереди опускается на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не встанут на одно колено. Затем это упражнение дети проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуется вновь цепочка.

«День и ночь»

Дети свободно располагаются по всему пространству зала. Звучит музыкальное сопровождение характеризующее ночь-колыбельная и день-полька. Дети выполняют соответствующие танцевальные движения под веселую музыку и приседают на корточки (бабочки спят) под колыбельную.

Методологическая основа деятельности.

  1. С.Л. Новосёлова «Дидактические игры с детьми раннего возраста»;
  2. М.Б. Зацепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;
  3. В.А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;
  4. В.А. Запорожец «Волшебный мешочек»;
  5. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;
  6. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
  7. Е.Ю Матвиенко «Музыкальная предметно – развивающая среда»;
  8. Журнал «Музыкальный руководитель
  9. Кононова Н. Г. К64 Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. —96 е., ил.
  10. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»
  11. Конова Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников-М., 1982
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год