Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Занятие по патриотическому воспитанию дошкольников "Символ России — береза"
Патриотизм детям
Автор: Долгова Ольга Николаевна   
06.07.2015 10:47

Занятие по патриотическому воспитанию дошкольников Символ России — березаЗанятие по патриотическому воспитанию дошкольников "Символ России — береза"

О.Н Долгова, воспитатель -1к. к. МДОУ ЦРР – Детский сад№28 «Жемчужинка», г Саяногорск

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве.

Задача педагогов – формировать у детей 5-7 лет интерес к малой родине, расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках, знакомить с символикой России и ее городов.

Задачи: Развивать грамматически правильную речь. Учить четко выражать свои мысли. Обогащать словарный запас. Формировать речевую культуру с помощью пословиц, русских народных песен, стихотворений. Формировать нравственно – патриотические чувства. Воспитывать в детях любовь и уважение к своей Родине. Воспитывать эмоционально – положительные отклики на красоту русской природы, таланта русского народа. Знать исторические сведения о березе, о ее роли в жизни людей нашей страны. Формировать навыки бережливого отношения к природе.

Скачать презентацию

Скачать конспект

Методы и приемы: беседа, художественное слово, драматизация, подвижная игра, хоровод, просмотр слайдов.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая игра, гимнастика для глаз.

Предварительная работа: чтение рассказов про березу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, поделок из бересты, экскурсия в музей на выставку прикладного искусства, к обелиску воинам ВОВ,, рассматривание березы на прогулке, рассматривание почек, изготовление поделок и картин из бересты.

Средства обучения: ленточки для хоровода, березка, туески и березовые почки для игры, костюмы для драматизации сказки, слайды.

Активизация словаря: деготь, Русь, чага, туески, березовый сок, лучина.

ТСО: аудиозапись с песней «С чего начинается Родина?», мультипроектор, экран, магнитофон.

Ход занятия: Дети входят в зал. Звучит песня на слова М.Матусовского «С чего начинается родина?»

Слайд № 1

Воспитатель: Как вы думаете, с чего начинается Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о Родине?

Ответы детей: 1. Жить — Родине служить. 2. Человек без Родины, все равно, что птица без крыльев. 3.Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 3. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. 4.Родина- мать, умей за нее постоять.

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей: Россия

Воспитатель: Как в старину называли Россию? (Русь)

Слайд № 2

Воспитатель:

Без березы не мыслю России
Так светла по-славянски она,
Что быть может в столетья иные
От березы – Вся Русь рождена.

Береза …- нет милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе человека. Береза – стала символом России.

Слайд № 3

Ребенок: На полях, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки – символ Родины моей.
Ты так мила мне до любой росинки,

В твоих просторах дремлет тишина,
Березовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна!

Воспитатель: Рядом с домом, или у дороги, или в поле, где только не растет красавица береза. Немало придумано загадок о березе.

Загадки

  1. Какую обувь можно сотворить из березы? (лапти). (слайд №4)
  2. Как называется кора березы? (береста). (слайд №5)
  3. Какое дерево весной может утолить жажду? (сок березовый). (слайд №6)
  4. Какой гриб растет под березой? (подберезовик). (слайд №7).
  5. Как береза давала всю ночь свет? (лучина) (слайд №8)

Пальчиковая игра:

(слайд №9)

Под березой (руки вверх)
На пригорке (ладошкой вниз «нарисовать пригорок»)
Старый еж (сморщить лицо, поднять плечи,)
Еж (переплести кончики пальцев)

Устроил (вращать кистями рук – «моталка»)
Норку (пальцы сложить в горсточку)
А под листьями (поднять руки вверх)
Лежат (руки под щеку)

Двое (показать два пальчика)

Маленьких ежат (скрещиваем ладошки).

Воспитатель: Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах

(И. И. Шишкин «Березовая роща», «Ручей в березовом лесу», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; Е.Е. Волков «Пейзаж»; Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Ручей в березовом лесу»; Е.Е. Волков «Пейзаж».) Слайды № 10, 11

Воспитатель: О белоствольной русской красавице березе сложено много стихов и песен Слайды № 12-16

Ребенок 1.:

Каждый день я вижу
Березу из окна
И нет подружки ближе Родине,
Чем она.

Ребенок 2.:

Зеленой легкой дымкой
Окуталась весной
И ветер невидимка
Колышет лист лесной.

Ребенок 3.:

А летним днем струится
Она живым шатром
В листве щебечут птицы
Порхая за окном.

Ребенок 4.:

Лишь осень золотая
Лист опалит огнем
Березка облетает
Тоскует под дождем.

Ребенок 5.:

Укрытая снегами
Стоит она зимой
В расшитом жемчугами
Накидке кружевной.

Гимнастика для глаз: «Мы снежинки увидали» слайд №16)

Воспитатель:

Мы снежинку увидали
Со снежинкою играли (Дети фиксируют взгляд на снежинке)
Снежинка вправо полетела
Дети направо посмотрели.

Снежинка влево полетела
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал,
И снежинку опускал

(поднимать снежинку вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх – вниз
Все! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.

Воспитатель: Береза и в песнях, и в загадках, ив стихах мила она русскому сердцу. Почему в России так любят и почитают это белоствольное дерево – березу? Сейчас мы узнаем.

Инсценировка «Жар птица и береза» (слайд №17)

Воспитатель:

Как – то раз встретились
Жар птица и береза
Жар птица: Я, Жар птица
Всем птицам царица

Нечета тебе дереву
Не тебя, а меня нужно величать
И мою красоту воспевать.
Береза: Я простого рода

Ясен месяц, ночью мне светит
Солнце меня греет,
Птицы в лесу песни поют,
Ранняя заря росой меня питает.

Жар птица: Мои перья золотыми лучами сияют.
Береза: Моей лучиной избу освещают,
Жар птица: Я вся огнем горю.
Береза: А я из печи жаром всех согреваю

Жар птица: Моими перьями царские одежды украшают.
Береза: А я в лапти всех обуваю. В коробах и лукошках все сохраняю.
Жар птица: Мои яйца на царские столы подают.
Береза: Мой сок берут и пьют.

Жар птица: Я хвост веером распускаю.
Береза: Моим дегтем в телегах колесам скрип унимают.
Жар птица: Обо мне сказки слагают.

Береза: А вокруг меня на Троицу девушки хоровод ведут, венки вьют, меня красавицей называют.

Жар птица: Победила ты меня березка, нечем мне перед тобой больше хвалится.

Воспитатель: Наша скромница березка поскромничала, не все о себе рассказала. Какую еще пользу приносит береза?

Ответы детей: Слайды № 17-22

Игра «Кто быстрее соберет березовые почки»

Дети делятся на две команды. На двух листах бумаги рассыпаны березовые почки (одинаковое количество). Нужно по одной почке складывать в кружку, кто быстрее соберет почки, тот и выиграл. Перед игрой произносят слова:

Заболел наш Ванечка
А за ним и Манечка,
Надо срочно в лес бежать,
Чтобы почек там набрать.

Воспитатель: Действительно жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. В России издавна существует обычай над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Слайд № 23.

Воспитатель: Вокруг березы водят хороводы, песни поют да играют. Венки вьют да желания загадывают. И мы с вами будем хоровод вокруг березы водить и желания загадывать. Возьмите ленточки, ленточки на березку повяжем и для нашей Родины желания загадаем.

Слайд № 24.

Хоровод «Вокруг березки я хожу»
Вокруг березки я хожу,
Вокруг беленькой хожу,
Я незнаю, чем березку наряжу,

Что я белой кудреватой подарю.
Повяжу березке ленточку,
Да желанье загадаю я заветное.

Дети повязывают ленточки на березку и загадывают желания.

Воспитатель: Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет.

Слайд № 25. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей вечно на наших просторах, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.

Слайд № 26

Cписок литературы:

  • Воронкевич О. А. “Добро пожаловать в экологию! ”. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.
  • Журнал “Дошкольная педагогика” № 6 — 2005 г.
  • Кокуева Л. В. “Воспитание дошкольников через приобщение к природе”. – М.: АРКТИ, 2005.
  • Маханева М. Д. “Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста”. — М.: АРКТИ, 2004.
  • А.А. Плешаков "Зелёные страницы"
  • М.Кашевник, О.Лосото "Путешествие за радугой"
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год