Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольниками
Психология
Автор: Нестерова Ольга Юрьевна   
16.11.2015 15:55

Психолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольникамиПсихолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольниками

Понятие «трудные дети»

В методическом пособии «Трудные дети» (К. Е. Комаров) «трудные» – это категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.

В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Социолог М.А. Глазунова к «трудным» относит тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.

 

Скачать презентацию

Трудные дети (В. П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения.

С позиции ФГОС ДО

«Трудные дети» с нарушениями в сфере общения:

в этом направлении Образовательная Программа дошкольного образования должна обеспечивать социально-коммуникативное развитие дошкольников, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

«Трудные дети» с нарушениями в познавательном развитии:

ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Результаты анкетирования

В опросе приняли участие 6 воспитателей – 60%:

по мнению педагогов, понятие «трудный ребенок» характеризует детей с плохим поведением (40%), которые совершают необдуманные поступки (20%), не отвечают за свои действия, требуют повышенного внимания семьи и педагогов (10%), отличаются повышенной конфликтностью и агрессией (20%);

на взгляд воспитателей, «трудным детям» присущи следующие качества: агрессивность (60%), упрямство (30%), импульсивность и капризность (20%), строптивость и невнимательность (10%).

В опросе приняли участие 16 родителей воспитанников:

по мнению родителей, понятие «трудный ребёнок» характеризует детей как непослушных, неподдающихся воспитанию, с неблагоприятными чертами характера, с нарушенной психикой, не прислушивающихся к мнению окружающих, имеющих трудности в отношении со сверстниками и поведение, отличающееся от общепринятых норм;

на взгляд родителей «трудным детям» присущи следующие качества: конфликтность, упрямство, грубость, дерзость, импульсивность.

Модель «трудного» дошкольника

В нашем коллективе с данной категорией детей наряду с воспитателями работают: мед. персонал, муз. руководитель, инструктор ФИЗО, старший воспитатель и педагог-психолог. На уровне города проходит сотрудничество со следующими службами: ПМПК, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения.

Направления реализации комплексной программы

Организационное направление:

Проведение тематических педагогических советов.

Корректировка социального паспорта группы, детского сада.

Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей.

Посещение семей на дому.

Выявление и учёт детей с отклоняющимся поведением.

Взаимодействие с органами социальной опеки и попечительства.

Диагностическое направление:

Изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения, а также изучение его внутрисемейных отношений (педагог-психолог).

Анкетирование воспитателей «Стили педагогического взаимодействия».

Ведение портфолио на каждого воспитанника группы (воспитатели)

Анкетирование родителей (законных представителей)

Консультативное направление:

Педагог-психолог проводит консультации с родителями, воспитателями, специалистами по результатам диагностики.

Составляются практические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по работе с данной категорией детей.

Определяются темы индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний.

Практическое направление

Проведение игротерапии для развития эмоционально-личностной сферы детей в свободной от режима деятельности (воспитатели).

Составление картотеки игрокоррекционных упражнений (психолог) и использование их в работе (воспитатели).

Проведение специально организованных занятий с детьми по программам развития эмоционально-личностной сферы (педагог-психолог).

Проведение семинаров-практикумов для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия».

Организация практических занятий с родителями для ознакомления с играми, способствующими развитию коммуникативных навыков детей и налаживанию благоприятного эмоционального климата в семье.

Семинар-практикум для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия».

Профилактическая работа с родителями

Выбор родительского комитета на группах.

«День открытых дверей» для родителей.

Привлечение родителей к проведению досуговых мероприятий.

Проведение общесадовских родительских конференций.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Участие родительской общественности в управлении детского сада.

Направления развития партнерских отношений с родителями

Повышение педагогической культуры родителей в направлении духовно-нравственного развития дошкольника через родительский семинар-практикум «Спой мне, мама!»;

Работа психологической службы (индивидуальные консультации, беседы, организация семинара-тренинга «Компетентный родитель»);

Привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в саду.

Контрольно-итоговое направление:

Итоговый мониторинг (воспитатели и педагог-психолог).

Построение индивидуальной образовательной траектории развития дошкольников (воспитатели).

Коррекция выбранных форм и методов работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год