Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
ИЗО детям
Автор: Каптырева Светлана Александровна   
26.08.2015 07:19

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисованияРазвитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» (МДОУ «Ромашка») Каптырева Светлана Александровна С.Смоленское

«…Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…».

Э.Успенский

1. Основная характеристика опыта

 

Скачать конспект

Основная характеристика опыта – сформировать и развить у дошкольников умение и навыки работы в нетрадиционных техниках; развитие потребности к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности; совершенствовать их интеллектуальные способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Область применения – на занятиях, в свободной деятельности

Характер решаемых им проблем – способствует социализации детей, способствует эмоциональной стабильности детей, что, в свою очередь, отражается на поведении детей.

2. Условия формирования опыта

В процессе работы я столкнулась с проблемой: не каждый ребёнок умеет изображать, некоторые дети испытывают страх перед рисованием, неуверенность в успехе. У кого-то получается хорошо, а кто-то затрудняется. Одному ребёнку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно использовать нетрадиционные методы рисования: пальчиковую живопись, кляксографию, монотипию, метод печати и т.д.

Разнообразие материала ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок лучше начинает понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием.

Рисовать можно как угодно и чем угодно. А из каракуль и мазни вырисовывается узнаваемый объект, ничем не замутнённая радость от того, что «Это сделал я».

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
  5. Актуальность и перспективность опыта

Так как основной задачей ДОУ является подготовка у ребенка руки к письму, развитие моторики, умственных способностей, то я исследовав различные методики сделала вывод, что этому способствует рисование в нетрадиционной технике.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно–моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно–ориентированные (проблемные вопросы и ситуации)
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря)
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация)
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

4. Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

  1. Е.Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
  2. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
  3. О.Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
  4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
  5. К.К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
  6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
  7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч».

5. Новизна опыта

Работа заключается в обучении детей оригинальному изображению сложных для детей вещей путём простых приёмов нетрадиционного рисования.

Пальчиковая живопись – это ещё один из способов изображать окружающий мир. Ведь рука или отдельные пальцы, особенно указательный, лучше слушаются ребёнка, чем карандаш. Иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребёнок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Можно с детьми пофантазировать, во что превратить отпечаток руки: в утку, осьминога, кактус в цветочном горшке.

Дети любят сюрпризы. Неожиданности нужны для того, чтобы поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

Опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить детям незабываемые положительные эмоции.

6. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея — способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения.

7. Технология опыта

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

«Рисование ладонью, пальцами»

Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами или палец опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

«Пуантилизм»

Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

«Оттиск поролоном»

Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.

«Монотипия»

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

«Кляксография с трубочкой»

Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

«Оттиск печатками из картофеля»

Техника рисования. Разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.).

Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в мисочку с штемпельной подушечкой. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

"Пластилинография"

Технология. Раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом, размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».

Пример: «Солнышко» (ребенок на картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей)

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми — важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.

8. Результативность опыта

Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

9. Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

10. Трудоемкость опыта

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

  • планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • подборе оборудования и материалов
  • применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

А есть ведь волшебство на самом деле!

Оно в дождинке, в радуге, в цветах и в нас!

Мы в детстве видеть волшебство умели.

Вам нужно вспомнить, и оно проснётся в вас!

Автор Юрий Марковцев

Библиография

  1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32с.
  2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
  3. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.
  4. Одинокова Г. Ю.. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.
  5. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.
  6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год